8 февраля 2008 года исполнилось 180 лет со дня рождения Жюля Верна, детского писателя, основополагателя научной фантастики. Спустя полтора месяца "Экранка.ру" решила отметить это событие тематическим выпуском.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "20000 лье под водой": Помпезный диснеевский фильм, первый его не анимационный проект, к тому же снятый Ричардом Флейшером — сыном главного конкурента Диснея — Макса Флейшера, отчего, видимо, Нед Лэнд (Кирк Дуглас) так похож на морячка Попая."Помпезный" значит "отличающийся пышностью, рассчитанной на внешний эффект". Так и есть. Даже более чем полвека спустя, чисто внешне — спецэффекты, там, декорации, в общем, "картинка" фильма — впечатляет. Но уж больно незатейливый, даже дурацкий местами сценарий, ходульные персонажи, отсутствие хоть какой-то атмосферности, прямолинейность подачи, предсказуемость развития действия, немудренность истории навевают скуку и сон. В особенности, если сравнивать с нашенским завораживающим многосерийным телефильмом про Немо.Самый зрелищный эпизод — битва со спрутом, а конкретно — гигантским кальмаром, вызывает недоумение.
Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Капитан Немо": Только посмотрев кино, выпущенное в год моего рождения, можно представить, сколько времени с тех пор прошло. Мой пожилой вид тут не при чем, я имею в виду только достижения кинематографа. После, скажем, последней экранизации Кинг-Конга или эпопеи о кольце всевластия просто страшно представить, что можно было б сделать с "20-ю тысячами лье под водой". Сколько спецэффектов можно было бы создать, сколько костюмированных массовок, сколько гэгов и прочей веселой шелухи, чтобы превратить условность в зрелище! Можно было бы сейчас. Но от времён, когда верхом программерского творчества была репродукция Моны Лизы, нарисованная нулями и единицами, потребовать ничего уже нельзя.Думаю, сюжет известен всем, повторять нет смысла (хотя меня заставило просмотреть все три серии именно то, что я ничего не помнила, слишком давно читано — ну, знала разве только, будто там про подводную лодку).
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Таинственный остров": Скучная, кое-как сляпанная нарезка из 300-минутного телесериала с Омаром Шарифом в роли капитана Немо, который, по идее, должен появиться только в конце фильма, но из-за того, что он единственная звезда проекта и служит привлечению зрителя, его постоянно, с самого начала, по нескольку секунд показывают крупным планом то в тюрбане, то в скафандре, то простоволосого, причем он всегда молчит — немой Немо. Три мужика, мальчик и собака, плененные Южанами под конец Гражданской войны в Штатах, бегут из застенков на воздушном шаре и оказываются на таинственном острове, горы которого утыканы какими-то глазастыми петушками-гребешками, излучающими нервно-паралитические волны. Один из этих людей, во время бури, еще до приземления остальных на остров, срывается в бурхлывэ морэ, а его — тут как тут — поджидает на дне команда Немо со специальным спасательным барогробом для транспортировки утопающих.
Владимир Гордеев: Таинственный маразм: Классик детской приключенческой литературы Жюль Верн в гробу, наверное, перевернулся, увидев, как оболванила его детище телеиндустрия. Ну, а я до сих пор поверить не могу, что эту бездарную тупость снял автор "Горца" Рассел Малкэхи, а главную роль отвратительно исполнил Кайл Маклохлан, кстати говоря, сильно поседевший (надеюсь, от сознания глубины своего падения). Роман Жюль Верна популяризует науку и ремёсла. Это, по сути, перефраз "Робинзона Крузо", только вместо одного цивилизованного человека на необитаемом острове оказывается разношерстная компания, включая негра. Кстати, негр в фильме — самый борзой персонаж, видать, чувствует приближение сладкой эпохи хип-хопа, r’n’b, модных линий одежды и тотальной политкорректности.
А. Ботев (и Сладкая N): Украдена вздухолодь и ее роль в мировой культуре: После неудачного эксперимента с дословной экранизацией Жюля Верна режиссер Карел Земан, как кажется, предпринял правильные шаги и стал экранизировать французского фантаста не буквально. И как здорово получилось-то.Пять мальчиков спиздили дирижабль (вполне при этом в своем праве) и решили полететь на нем из Праги по всему миру. Сказано — сделано. Летят, летят, пьют чешское пиво, видят птичек и убегающих от них (мальчиков на дирижабле, а не птичек) оленей. Журнал Nature. Всяческие жюльверновские описания живой природы на этом благополучно заканчиваются.В Праге тем временем происходят события, слегка кафкианские, но облагороженные (обезображенные?) динамикой. Абсурдная перестрелка, безумный судебный процесс.
А. Ботев (и Сладкая N): Землемеры в космосе!: "На комете" — третий фильм Карела Земана по Жюлю Верну. В своих экранизациях он все дальше и дальше отходит от литературного первоисточника.Фильм снят по мотивам "Гектора Сервадака". Как уже написано во всех остальных наших со сладкой N. рецензиях на фильмы по Жюлю Верну, этот писатель изрядно скучен. Именно поэтому режиссер обязан его переиначивать — и часто по его книгам получаются хорошие фильмы.Я специально просмотрел роман "Гектор Сервадак" (прочесть ниасилил, буков реально много). Так вот, там заглавный герой, офицер-землемер французской армии в Алжире, собирается учинить дуэль с русским графом, но тут как раз случилась комета в кустах, пролетающая мимо земли и захватывающая офицера с частью северной Африки в сферу своего притяжения.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Тайна карпатского замка": Забавная пародия на классику готических произведений типа "Дракулы" и "Франкенштейна", только в стиле то ли арт-деко, то ли арт-нуво (не разбираюсь в таких тонкостях). Можно еще сказать "протопаропанк" или типа того ("протодизельпанк", например). Не стерлингово "старомодное будущее", конечно, а вот под "альтернативку" подогнать можно — викторианская эпоха, а у зловещего графа в хозяйстве всякие гаджеты, вроде телевизоров, камер наблюдения, ракет на луну, складных мотоциклеток, раздвижных дверей, снабженных детекторами движения и пр. — однако все эти приспособы и устройства из будущего по отношению к знакомым нам выглядят старинно — типа, "ретро". Фанаты гиллиамовской "Бразилии" и проч. будут довольны.Впрочем, как и многие, я смотрел этот фильм вовремя, еще до всяких "бразилий" — он ведь чехословацкий.
Владимир Гордеев: Лучшая экранизация Жюль Верна: Эта экранизация Жюля Верна особенно обласкана вниманием критиков (об этом говорят 5 "Оскаров", в том числе за лучший фильм, и 2 "Золотых глобуса", в том числе за лучший фильм в жанре драма, хотя, на самом деле, это комедия). Фильм пользовался огромным зрительским успехом. Должен доложить после внимательного просмотра, что восторги и большие кассовые сборы абсолютно заслуженны. На мой взгляд, это вообще лучшая экранизация текстов Жюля Верна.В самом начале режиссеры Майкл Андерсон и Джон Фэрроу предоставляют зрителю возможность увидеть практически полностью фильм Жоржа Мельеса 1902 года "Путешествие на Луну", благо, что идет он всего 8 минут и к тому же является экранизацией одноименного романа Жюль Верна.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Путешествие на Луну": Сногсшибательный фильм. Несколько завораживающих минут, навсегда впечатывающихся в память. Один из лучших фантафильмов, что я видел. Один из лучших "фильмов действия", что я видел. Одна из лучших комедий, что я видел. Одна из лучших пародий, что я видел. Один из лучших фильмов измышленного идеологами журнала Экранка.ру комбижанра "сюрреализм/авангард", что я видел... Это не гон. Я сам не ожидал от фильма 1902 года такого размаха, такого потрясающего полета фантазии и невероятных спецэффектов. Киноманское насыщение от этих десяти с небольшим минут экранного действия как от двух-трех просмотренных кряду фильмов режиссеров типа Гиллиама или Гринуэя.Одни селениты чего стоят! Какую потустороннюю жуть нагоняют своим казалось бы потешным "акробатическим" нападением!
А. Ботев (и Сладкая N): Целительные подлодки: Это первый фильм Земана по Жюлю Верну (всего их было три) — и самый, по моему мнению, неудачный. А неудачный он вот почему.Жюль Верн вообще довольно занудный писатель. Начало большинства его романов захватывает: чуваки попадают вдруг на Луну, или мимо Земли пролетает, скажем, комета и захватывает с собой северную Африку — и шакалы там прыгают как кенгуру, а чувак, который только-только собрался устроить дуэль с другим чуваком, остается один, и не знает, что ему делать в подобных не самых стандартных обстоятельствах. Потом роман превращается в учебник по физике (при изначальных некорректных условиях), и все действия, которые в нем происходят, направлены исключительно для иллюстрации, например, изменившегося тяготения, или каких-то новых оптических эффектов, или теорий Жюля Верна по общественному обустройству.Поэтому фильм, поставленный почти целиком по этому писателю (по крайней мере, сохраняющий фабулу) смотреть будет невозможно.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Путешествие к центру Земли": ; после коммерческого успеха двух жюльверновских экранизаций про немо (1954) и фогга (1956), какие-то люди решили сделать с мэйсоном-немо, будущим гумбертом гумбертом, еще один блокбастер — про путешествие к центру земли
; хрень необычайная!
; прохвессор, студент, присоединившаяся к ним вдова прохвессора-конкурента, исландский фермер и его утка, в течение года, прогулочным шагом, без провианта, спускаются под землю
Мор: Рецензия на фильм "Великое морское сражение: 20 000 миль любви": Совершенно замечательная и интеллигентная штука, выполненная в округлом героическом стиле и пропитанная идеями дружбы. Под песню Under the ocean, under the sea герои исследуют море, чтобы затем схватиться с врагами рода человеческого. Возраст оказался не властен над этой работой, а солнечная вера в силу разума и дружбы заражает. Ты словно сбрасываешь с себя поднадоевшие циничные тенета и начинаешь мечтать, глядя на черту, где сливаются небо и море. Приключения начинаются так: растяпистый Бен и молодой паренек Рикки ищут останки Атлантиды на небольшом батискафе. Когда они выходят на сушу вдохнуть свежего воздуха и расслабиться, на последний свободный город Земли нападают дарийцы — инопланетники под предводительством тирана Дария.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "В поисках капитана Гранта": Фильм повествует о том, как храбрый англичанин лорд Гленарван на свой страх и риск снаряжает экспедицию по поискам шотландского националиста капитана Гранта, отправившегося основывать Новую Шотландию, но пропавшего где-то на 37 градусе южной широты.С этого многосерийного советско-болгарского фильма началось мое увлечение творчеством Жюля Верна. Премьерный показ состоялся, насколько я помню, осенью 1985 года, когда я пошел в первый класс. Потом отыскался роман "Дети капитана Гранта" (впервые опубликованный в 1867 году), потом другие романы, и на полтора года я ушел в мир "Необыкновенных путешествий" Жюля Габриеля Верна. Сейчас могу утверждать, что Верн — идеальный детский писатель с исключительной верой в прогресс и силу человеческого разума.
Мор: Резиновые монстры спасают кинематограф: На мой взгляд, единственное, что способно вернуть неподдельный интерес к приключенческому кинематографу, — это рептилии и разнообразные резиновые монстры. Устаревают сцецэффекты, наскучивает компьютерная графика, но то, что продолжает оказывать эффект снова и снова, — это сделанные из подручных материалов, еле двигающиеся чудовища. Сейчас они, конечно, вызывают совершенно другую реакцию, но какая разница, если ты продолжаешь смотреть кино. От гигантских крабов до демонов из тряпок, изделия рук человеческих плавно двигались по ступеням эволюции в сторону непревзойденной Годзиллы. Серии про Годзиллу (скажем, "Мотра против Годзиллы") — это фантазия и мастерство ремесленников, мастерящих потрясающих чудищ, наблюдать за битвами которых — одно удовольствие.
А. Ботев (и Сладкая N): Три фильма — "Тайна острова Бэк-Кап" (1958), "Украденный дирижабль" (1967) и "На комете" (1970) составляют трилогию фильмов по Жюлю Верну, снятую чехословацким режиссером Карелом Земаном. Интересно, что литературные первоисточники с каждым разом отодвигаются все дальше в глубь времени — первая экранизация отстоит от "Флага Родины" на 62 года, вторая от "Двух лет каникул" на 79, третья от "Гектора Сервадака" — на 93. И, словно повинуясь неизбежному бегу времени, экранизации все сильнее отличаются от оригинала. А жанр становится все более и более ретро-фантастичным. Первый фильм, "Тайна острова Бэк-Кап", меньше всего отличается от первоисточника. Это подчеркнуто тем, что в качестве декораций используются практически те гравюры, которыми иллюстрировались книги Жюля Верна.