Весь мир с пристальным интересом следит за церемонией вручения премий "Оскар", но авторам Экранки.ру плевать на пафосную буржуинскую премию. У нас "Баррандов" представляет: этот номер целиком посвящён чешскому кино.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Фауст": Мощный фильм, подлинный шедевр немецкого экспрессионизма. Автор — Ф.В.Мурнау. По сравнению с общепризнанным шедевром Мурнау "Носферату", "Фауст" — громадный шаг германского режиссера вперед. При всем сюжетном сумбуре фильма. Впрочем, говоря о сумбуре, я должен сделать важную оговорку: я смотрел фильм даже без английских субтитров, а с немецкими, родными. Немецкий язык я "изучал" в универе и сейчас в памяти осталось только несколько слов. Но что касается киноязыка, то я убежден, что без "Броненосца "Потемкина" не было бы "Фауста" Мурнау. Это звучит парадоксально, но в этом может убедиться каждый кинолюбитель, кто заимеет смелость скачать фильм Мурнау (попавший, кстати, в категорию "общественное достояние") с бесплатных трекеров.
А вот, что касается сюжета, то, кажется, с классическим сюжетом Гете фильм имеет немного общего Хотя завязка схожа. Падший ангел Мефистофель спорит с ангелом не падшим. Причем пустился наш не падший ангел в несвойственный ангелам грех. В данном случае, грех, который называется спор, пусть даже "на интерес".
Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "Урок Фауста / Лекция Фауста": История доктора Фауста — одна из самых известных средневековых легенд. Именно этот человек является первым задокументированным счастливцем, продавшим душу дьяволу за всякие ништяки (под словом "задокументированный" я, разумеется, имею в виду не неопровержимые доказательства сего факта, а существование устойчивой легенды). До того дьявол мог искушать кого угодно чем угодно, но поставить это на столь научную основу, мол — я тебе то-то и то-то, а ты мне — свою бессмертную душу, особую сущность, которая..., в чём и расписываюсь в данном контракте — додумался бес Мефистофель, выступавший подписантом данного договора со стороны Ада. Именно с легенды о Фаусте, собственно, и начались рассказы о том, что "я душу в третьем классе променял на булочку за три копейки, и до сих пор считаю, что совершил выгодный обмен".О самом историческом Фаусте известно мало.
Мор: Речь юбиляра: Это альманах по случаю 60-летнего юбилея Каннского кинофестиваля. Режиссеры сложили многоликую приветственную речь, но многие высказывания с трудом можно отличить друг от друга. Виною здесь то, что режиссеры не получили даже синопсиса того, что снимают коллеги. Творческий метод принес недостатки в виде банальностей. Особенно досталось классическому французскому кинематографу, Годару и Трюффо, а постаревшая Жанна Моро произнесла прочувствованный любовный монолог. В плохом смысле этого слова удивили азиаты, обычно весьма интересные, — их короткометражки сильно похожи между собой. Заброшенные кинотеатры, босоногие дети, ностальгия, ностальгия — посредственная, такая понятная, но одновременно такая, как ни парадоксально, некинематографичная.
Владимир Гордеев: Служить всегда, служить везде, вот лозунг мой и солнца: Маленький, проворный, белобрысый Ян Дите вечно сияет как начищенный медный грош. Сияет потому, что это сияние, а также всегда стопроцентная готовность услужить, позволяют ему зарабатывать деньги! Можно сказать, что Ян — прирожденный халдей. Но не дурак. Он рано понял, что счастье — в деньгах. Так у него появилась мечта — примкнуть к числу миллионеров, которым он пока что прислуживает. Ирония судьбы заключается в том, что миллионером Ян стал к концу Второй мировой войны. Он купил гостиницу, где прежде служил, но у гостиницы вскоре не стало клиентов, — миллионеры сели за решетку. А потом и гостиница стала народным достоянием. Глядя на услужливую физию Яна, представители народной власти не углядели в нем миллионера и попросили побыть управляющим.
А. Ботев (и Сладкая N): Старикам здесь не место, или Старикам там не место: 0. Я хотел объяснить (в 14 пунктах), отчего данный текст написан по пунктам, но Сладкая N, когда увидела мое объяснение, сказала, что если я буду объяснять, до описания собственно текста никто не доберется. Что мне было делать? объяснение ценно само по себе, оставить человечество без него я никак не могу. Было принято компромиссное решение — оставить объяснение в другом месте и отослать туда заинтересованного читателя.1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15. Теперь собственно о фильме. Разоймем же и его, елико сможем, по пунктам, как мы разъяли по пунктам саму идею разъема по пунктам и математической нумерации.16. Начнем, разумеется, с начала. Фильм приковывает внимание зрителя с первых кадров, когда молчаливые суровые мужчины, роняя слова (веско, как жемчужины на весы), рассматривают подарочный экземпляр холодного оружия.
А. Ботев (и Сладкая N): Призрак и другие: Пинкертон похож на Алена Делона, леди Кларенс — потрясающая красавица, Мануэль Диас — черноглаз и в жгучей бороде, и так далее. Дворецкий сэра Ганнибала совершенно невозмутим, как и положено образу дворецкого в коммунистическом сознании. Кроме того, прекрасны даже третьестепенные герои. Особенно — индус Абу в чалме и с гашишом, старая леди, устроившая приют для неисправимых преступников и сюрреалистический карлик, бегающий по замку туда-сюда. По сути дела нет ни одного проходного образа, нужного только для развития сюжета или произнесения пары реплик. Вообще, "Призрак замка Моррисвилль" — один из самых остроумных и продуманных фильмов. Он кажется смешным, даже если отвлечься от его пародийности, сам по себе.
Мор: Королева, королева и... королева.: Вацлав живет в заброшенном Богемском замке, работает смотрителем или другим служащим, изучает старые книги. Свободное время он проводит в грезах, отключаясь и оказываясь в средневековом мире, где он — шут, развлекающий жестокую королеву-француженку. В реальности в чешский замок приезжает поохотиться богатый немец и его жена Регина. Вацлав должен помочь им с охотой, но он теряет над собой контроль, постоянно проваливаясь в средневековье. Регина же — вылитая королева, роскошная, капризная, жестокая, опасная. Миры перекрещиваются, битва самолюбий начинается, звенят эмоциональные шпаги, взгляды режут, и вот уже трудно понять, кто обладает большей властью — охваченная яростью женщина или жалкий паяц.
А. Ботев (и Сладкая N): Лучший фильм про Золушку: Сказка про Золушку не очень-то кинематографична. Не очень много всего происходит, и характеры слишком однозначны. Но есть конфликт, и сюжет, и события, и волшебство, поэтому очень хочется. На полнометражный фильм не хватает и приходится чем-то разбавлять. В этих добавках как раз и заключаются и история Золушки (каждый раз — разная), и успех фильма.К примеру, есть такой фильм — Золушка-80. Там Золушка с трудным характером совершает какое-то правонарушение и на время вынуждена уехать из Америки. А мачеха ее шантажирует отправкой обратно. А прекрасный принц — по совместительству гитарист в рок-группе. И фильм, соответственно, про любовь-морковь хипповатой молодежи среди Рима. Или старая советская Золушка, по пьесе Шварца.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Икар-1": На 63-й год на планете Земля было очень мало более-менее серьезных фантафильмов на космическую тему с приличными спецэффектами — буквально, раз-два и обчелся: штатовские "Запретная планета" и "Этот остров Земля". Ну, может еще пара джей-фильмов Исиро Хонды, вроде "Готры" и "Битвы в космосе", да советской "Планеты бурь", которую те же американцы увидели, не зная об этом, лишь в 65-ом, в перемонтированном Корманом и Копполой виде, вернее, в виде двух фильмов — что-то там про вояжи на планету доисторических женщин. Этот чешский фильм в Америке постигла та же участь, что и советские фильмы "Небо зовет", "Планета бурь" и сказки Птушко "Садко" и "Сампо" — его перемонтировали, досняли кое-какие сцены, изменили название и весь смысл фильма, а имена создателей заменили на англо-саксонские псевдонимы, — скажем, режиссер Индржих Полак стал Джеком Поллаком.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Жемчужины на дне": Вот ведь трудно писать про такие сборники киноновелл. Даже "в двух словах" написать о короткометражке — уже спойлер. А этот киноальманах пятерки лидеров чехословацкой "новой волны", к тому же, еще и экранизация пяти рассказов Богумила Грабала. То есть, главное не "про что", а как смогли кинематографисты передать дух его новаторской прозы. Ну, старались. Выпендривались. Менцель в первом эпизоде едва не уморил своими мотоциклистами. Напомнило муратовских коней из "Увлечений". По идее, должно быть наоборот, но так ж вышло — смотрю фильмы не в хронологическом порядке. Иначе б к пенсии только до фильмов 1920-го года выпуска добрался. Вторая новелла, про старичков, — эдакий затянутый анекдотец, годящийся для рубрики "Ужасы нашего городка".
Мор: Страшные сказки: Все мы, наверное, в детстве читали "Вечера на хуторе близ Диканьки", смотрели "Вия" и пугались тому, как воскресает перед Хомой Брутом панночка. Трудно словами передать прелесть мистических историй, легенд, старых баллад об утонувших девах или страшилищах, крадущих детей. "Букет" — это экранизация семи стихотворений поэта-фольклориста, набор поэтичных сказок. Каждому рассказу оператор придал свою цветовую гамму — от роскошной осенней до пугающей мертвенно-синей. Периодически "Букет" даже слишком красив — вторая новелла о девушке, которую водяной забрал в подводный плен, переполнена белыми платками, подводными съемками, ярко-красными яблоками. Эта искусственность несколько отталкивает, зато другие истории скрашивают впечатление эксплуатации фольклора.
Мор: Не для детей: Кукольные мультфильмы — это особое искусство. Есть что-то такое в кукле, что заставляет относиться к ней иначе, чем к нарисованным персонажам. Марионетка, кукла, чучело обладают искаженной индивидуальностью, они ближе к человеку, чем картина, — выпуклы, живут своей, пусть и примитивной, жизнью. Дети кукольные мультфильмы в большинстве своем не любят, многие из них и впрямь выглядят страшновато, словно магазин с некондиционными игрушками. Мир "Крысолова" полностью выполнен из дерева, лишь грезы о пространстве вне пораженного алчностью и стяжательством города подаются как распространяющийся по листу живой рисунок. Деревянные фигурки выглядят старыми, изношенными, использованными, чуть лоснящимися и закутанными в старые тряпки.
Владимир Гордеев: Зловещие эксперименты враждебных пришельцев над невинными детьми: Незадолго до развала социалистического содружества классик чешского киноавангарда Вера Хитилова сняла детский фильм о том, как важно быть одному за всех и всем за одного. Десять детей из разных школ отобраны для специальной программы, которая реализуется на горнолыжном "курорте" типично совдеповского вида. Турбаза называется "Волчьей", и в этом названии скрыта суть фильма. Дело в том, что это местечко облюбовали бессмертные пришельцы, замахнувшиеся на мать нашу Землю (ввиду бессмертия пришельцам необходимы новые миры). Оригинальная особенность сюжета заключается в том, что пришельцы не намерены марать руки в крови землян, они надеятся, что люди сами перебьют друг друга. Они собирают вместе одиннадцать негритят детей, но парят их, что по плану негритят должно быть десять.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Аккумулятор 1": Насчет "Аккумулятора 1", одного из самых высокобюджетных чешских фильмов, собравшего множество бабла и наград, могу сказать вот что: отличная могла получиться короткометражка! Но нет же, Свераки решили разбодяжить. Вот видно же, что все возникло из мальчишеской затеи уморительно спародировать клише экшн-фильмов "перестрелка". Вместо пекалей — пульты ДУ, вместо патронов — "пальчиковые" батарейки, а мишени — телеприемники в витринах. Предварительное обучение перед зеркалом. "Ковбойское" кручение револьвера-пульта пальцами, после удачного выстрела. Лишь на этих эпизодах со стрельбой и лихорадочной перезарядкой фильм и оживает — чувствуется неподдельный азарт всех создателей, передающийся и зрителю.
А. Ботев (и Сладкая N): Макет оказался сильней: Фильму посвящено довольно много текстов на английском языке, а на русском почти ничего. А зря. Поэтому даже краткая статья здесь будет очень полезна для просвещения публики.Это описание одного удавшегося социального эксперимента — или, если хотите, можете назвать его розыгрышем. В качестве дипломной работы два студента факультета кинематографии поставили в чистом поле за городом строительные леса 10*100 м и обтянули их с одной стороны (чудеса минимализма) цветной пленкой, так, чтобы издалека это казалось стеной магазина. Поглазеть на открытие этого "гипермаркета" и пркупить дешевенький телевизор пришло около 3 тысяч пражан и гостей чешской столицы. Было это 31 мая 2003 г., и это исторический факт.Разумеется, предварительно был проведен весь рекламный цикл, и мы прошли его вместе с режиссерами.