Нам надоело читать унылые новости и обсуждать скучные премьеры, и мы решили посвятить этот номер (юбилейный, 300-й по счету) приключениям — первооткрывателям, путешественникам и авантюристам, походам и экспедициям и прочим интересным вещам, от которых у нормальных чуваков загораются глаза.
А. Ботев (и Сладкая N): Образцовый фильм про приключения: Фильмы про приключения удивительно похожи между собой. Когда пытаешься вспомнить что-нибудь про приключения, они все сливаются в один, и там мелькают парусник, дамы в длинных юбках, ружья, светлые рубашки и некто в высоких сапогах. Если подумать подольше, то оказывается, что это все-таки не один фильм, а три или три с половиной.Первый — это нечто про взаправдашние приключения, и даже не по книге, а по документам и свидетельствам. Или по книге, которая по документам. Там, конечно, никаких светлых рубашек, все очень героическое, в конце многие умерли. Вот, скажем, фильм "Юг" про экспедицию Шеклтона. Такие фильмы хорошие, наверно, но на любителя.Второй — это по книгам. Все эти чуваки, которые огибают мыс Доброй Надежды, ищут капитана Гранта, пробираются сквозь джунгли — все про них.
А. Ботев (и Сладкая N): Путешествие американских школьников в тени Столовой Горы: Вот это мощный фильм с бюджетом в 50 тыс. долларов, я сейчас расскажу, как я его смотрел, какие чувства меня обуревали.Начиналось все ништяк. В прологе два чувака в степи находят скелет человека, убитого копьем, и среди костей видят чудом сохранившуюся карту, ведущую к СОКРОВИЩАМ. У них из-за этой карты происходит размолвка, и один из чуваков перескакивает через вот такую пропасть, а там некие дикие племена тоже убивают его копьем. Снято все довольно бодро и хорошо, и вопрос о том, как карта столько лет пролежала среди костей, списывается на условности, необходимо присутствующие в каждом фильме про искателей сокровищ.Потом начинается основная часть, в которой сюжет сразу же закручивается в спиральку, по лекалам современных триллеров, с главным героем Алланом Квотермейном, злодеем, чудесным спасением, случайной встречей, леди Анной, необычайным совпадением, перестрелкой на паровозе.
Владимир Гордеев: "Уральский эксперимент" — что бы сказал на это Дятлов?: Ренни Харлин – настоящий финн, а каждый настоящий финн тесно связан с Россией, во всяком случае, с Северо-Западным регионом. И наоборот. Например, сейчас петербуржцам съездить в "финку" дешевле и проще, чем смотаться в выходные на дачу, находящуюся в 100 километрах от города. Дебютным фильмом Харлина был "Рожденные американцами", в котором советские погранцы начинают охоту за невинными американскими туристами, приехавшими в Финляндию поразвлечься. Сняв этот антисоветский высер, Харлин уехал в Америку, где долгое время снимал сиквелы ("Кошмар на улице Вязов 4", "Крепкий орешек 2"), а потом, спустя годы, снова вернулся к русской тематике. В частности, снял антироссийский боевик "Пять дней в августе" (2011) про короткую , но победоносную войну Грузии против российского дракона.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Большой год": состязание любителей орнитологии длиною в год: Я в детстве перечитал уйму книг про разных животных, а кроме того, выписывал журнал "Юный натуралист". Я жадно пожирал инфу про рыб, млекопитающих, но почти совсем не интересовался птицами. Не знаю, почему. Может быть, они казались мне слишком недосягаемыми, а может, я втайне завидовал их способности летать.Примечательно, что в игровом кино птицам уделено не так уж много внимания. Единственный знаменитый фильм про пернатых, "Птицы", был снят Хичкоком ровно пятьдесят лет назад (кстати, в "Большом годе" эта картина упоминается). Про акул, черт возьми, снято гораздо больше фильмов, чем про птиц. Поэтому выход комедии Дэвида Фрэнкела "Большой год" стал событием чуть ли не уникальным. Ну, и в любом случае, фильм расширяет кругозор и популяризует любительскую орнитологию, хотя, похоже, что не очень успешно, — фильм с бюджетом 41 миллион долларов собрал в прокате 7,5 миллионов, то есть, с треском провалился, несмотря на участие суперзвезд.
Владимир Гордеев: Реальный Муад’Диб: "Лоуренс Аравийский" – самый кассовый фильм 1962 года и самый знаменитый, самый масштабный фильм Дэвида Лина. Эталонный байопик, а кроме того прекрасный авантюрный фильм.Первая мировая война. Лейтенанта Томаса Эдварда Лоуренса, дерзкого, постоянно нарушающего субординацию, образованного, но постоянно этим кичащегося, по запросу Арабского бюро начальство определяет на "самую бесперспективную" линию боевых действий, – точнее даже не линию, а набор хаотично разбросанных точек, то есть, в Аравийскую пустыню, населенную враждующими племенами бедуинов. Бедуины считаются плохими бойцами, — когда они штурмовали Медину, турки порвали их на британский флаг. Первой задачей Лоуренса является установка контактов с принцем Фейсалом.
Мор: Беар Гриллс, идеальный солдат.: Уже несколько лет Беар Гриллс показывает, как можно выжить в разных уголках планеты, оказываясь в пустынях, горах, арктических просторах, на островах и в джунглях. Никакие трудности его не останавливают. Лимонов отдал бы все за то, чтобы иметь армию радикальных Беаров Гриллсов. Только Беар может надуть мертвую овцу и сделать из нее плот, выжать воду из слоновьего помета, выспаться в туше умершего верблюда или медведя, сделать из змеи резервуар для мочи в качестве запаса жидкости "на будущее", наесться личинок из протухшей туши — все ради выживания. В этой истории два главных героя — Беар Гриллз, в 23 покоривший Эверест, а теперь демонстрирующий нам, как сделать жилище из лиан и найти яблоки в медвежьем помете, и его оператор.
Владимир Гордеев: Женщина в Африке: Невероятно медленный, катастрофически нудный, но чрезвычайно красивый фильм про Африку 1913 года, куда отправляется молодая женщина Карен фон Бликсен, выйдя замуж за "титул" – барона Брора фон Бликсена. Нормальная сделка: ей титул, ему – деньги. Родственники Карен вложились в ферму барона, находящуюся в Кении. Внезапно для себя Карен обнаруживает, что супруг передумал растить коров, хотя они это вместе планировали, а решил высаживать кофе, причем даже местное племя – масаи – на чьей земле находится ферма и которых Бликсен, так сказать, "крышует", утверждают, что на такой высоте кофе расти не будет. Вскоре выясняется, что Брор Бликсен по своей натуре ни разу не бизнесмен (о чем, впрочем, можно было сразу догадаться) и плохой муж, – он вообще не появляется дома, предпочитая европейскому уюту усадьбы и работе на ферме бесконечную охоту на диких животных… Режиссер Сидни Поллак неторопливо рассказывает историю хозяйственной женщины, наугад отправившейся на край Земли и сумевшей не только полюбить эту землю и научиться на ней работать, но при этом не расстаться со своими привычками и принципами.
Владимир Гордеев: Бёртон и Спик: в поисках истоков Нила: Длинный, но увлекательный фильм о долгом и трудном пути двух британских путешественников, Ричарда Бёртона и Джона Спика, к истокам Нила. В прологе фильма повествуется об их первой совместной экспедиции вглубь Сомали, закончившейся неудачей. Герои едва уносят ноги от дикого африканского племени. Оба ранены. Эффектный кадр: Бёртон, раскачиваясь от усталости, стоит на песчаном гребне, всматриваясь в темноту, высматривая в ней Спика, совершенно затерявшегося во тьме ночи и толпе орущих воинственных аборигенов. Внезапно откуда-то вылетает копье и пронзает физиономию Бёртона насквозь.Потом — кадры ухоженной викторианской Англии. Бёртон и Спик организовывают новую экспедицию — на сей раз к "лунным горам", которые, по легенде, обрамляют великие озера, откуда берет начало великий Нил.
Владимир Гордеев: Христианский миссионер в дебрях севера: гуроны, ирокезы, алгонкины: Фильм на редкую тему – о христианских миссионерах в Северной Америке. "Черную сутану" долго не могли снять, поскольку не могли найти средств. Деньги появились, когда в качестве постановщика ангажировали австралийского режиссера Брюса Бересфорда, годом ранее испытавшего подлинный и, к слову, свой единственный триумф в Голливуде со скромной драмой "Шофер мисс Дейзи", собравшей в прокате огромные деньги и получившей четыре "Оскара", в том числе за лучший фильм года. Забегая вперед, скажу, что "Черная сутана" успехом не пользовалась ни у зрителей, ни у критиков. Интересно также, что в том же 1991 году был реализован еще один проект – "Игры в полях господних" – о христианских миссионерах в Южной Америке.
Мор: Банкомат в Антарктиде: После биографии Амундсена и дневника Скотта разгорается сильный интерес по отношению к Антарктиде. Это земля сильных, место для схватки с природой. Неудивительно, что схожее любопытство в отношении того, как выглядит Антарктида сейчас и что за люди там работают, возникло и у Вернера Херцога. Херцог не любит цивилизацию, его постоянно тянет туда, где присутствует первозданная дикость. Каково же было его (и мое) удивление, когда он приехал в Мак-Мердо, одну из крупнейших антарктических станций, и обнаружил там паб, студию йоги и даже банкомат. Мак-Мёрдо напоминает шахтерский поселок, заполненный тяжелой техникой, и располагается недалеко от той самой избушки, откуда начинал свой путь Скотт. Однако несмотря на солнце и безмолвие, окружающее станцию, достаточно простой смены погоды, чтобы мороз опустился до пятидесяти, а яростная метель сделала условия снаружи невыносимыми.
Мор: "Неудача — это вообще не исследовать": Шеклтон не дошел до Южного полюса. Не завершилась успехом и последующая Трансантарктическая экспедиция. Однако Шеклтону удалось не только проложить путь последующим исследователям, но и спасти практически всю команду независимо от возникших сложностей. Этот человек, кажущийся многим неудачником, проявлял незаурядные даже для таких выдающихся людей как полярные исследователи мужество и выдержку. Достаточно сказать, что, когда его корабль был раздавлен льдами, как скорлупа, он на шлюпках довел своих людей через льды до необитаемого антарктического острова, затем сам преодолел ураганное море, добравшись до острова китобоев, после без карты перевалил горы острова и организовал четыре (!) спасательных экспедиции, чтобы вызволить товарищей с окруженного паковыми льдами "пляжа".
Мор: Брэд Питт дружит с далай-ламой: Вот ведь жизнь бывает у людей! Эта история может показаться бредовой, но самое бредовое в ней то, что она правдива. Австриец Генрих Харрер в составе немецкой команды отправился покорять один из гималайских пиков, но потерпел неудачу. Внизу их арестовали англичане, т.к. началась вторая мировая война. Сбежав из плена, Харрер и Петер Ауфшнайтер два года скитались по горам, а затем пришли в Лхасу, тогда полностью закрытую для иностранцев. Там Харрер постепенно стал другом еще совсем юного Далай-ламы, рассказывая ему о других странах, помогая строить канализацию и водопровод. Но вскоре в соседнем Китае к власти пришел Мао, Тибет присоединили к Китаю, а массу тибетцев замочили, мотивировав такую жесткость в том числе и тесной связью Далай-ламы с империалистами.
Владимир Гордеев: Акулы-ягуары: "Водная жизнь" — самый необычный фильм нашего тематического номера, посвященного путешествиям и экспедициям. Во-первых, игровые фильмы про океанографов довольно редки (например, мне не удалось вспомнить ни одного), во-вторых, довольно затруднительно описать жанр, в котором фильм сделан, а еще труднее — фирменный стиль Уэса Андерсона. Ясно одно, Уэс Андерсон опирается на жизнь и творчество знаменитого исследователя морских глубин Жака Кусто. Подобно Кусто, главный герой фильма в исполнении Билла Мюррея изучает морскую фауну, рассекая океаны на собственном исследовательском судне, и то и дело погружаясь на дно на собственном батискате. Он даже обладает звучной французской фамилией из пяти букв, с ударением, конечно, на последнем слоге — Зиссу.
Владимир Гордеев: Бегство в Африку: "Удастся ли нашим героям разыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?" — у этого фильма название, которому позавидовала бы Лина Вертмюллер. На самом деле, это одна из ранних работ Этторе Сколы, поклонником которого я давно являюсь. "Удастся ли..." — незатейливая, но симпатичная комедия на тему эскапизма. Крупный итальянский книгоиздатель Фаусто де Сильвио (Альберто Сорди), вконец заебанный работой бытом и Римом отправляется в Африку на поиски пропавшего сотрудника, а по совместительству — зятя. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Фаусто, стали причитания его жены и сестры: "Ах, бедный Тинтино! Ты отправил его в эту страшную Африку, и она поглотила его!" "Бедный Тинтино?!" — взревел Фаусто.
Владимир Гордеев: Редкая порода — белоголовый орлан: "Редкая порода" — малоизвестный, редкий фильм, который, тем не менее, демонстрировался и на советских экранах, впрочем, в наших кинотеатрах он тоже был большой редкостью (лично мне ни разу не попадался, хотя я реально хотел его посмотреть). Это тем более странно, что главные роли в картине исполняют Рутгер Хауэр и Кэтлин Тернер, чья карьера в момент выхода ленты на экраны находилась на взлете. Тернер играет мать-одиночку, которая держит магазин и лодочную станцию в американской глубинке, а Хауэр — одинокого буку, ветерана вьетнамской войны, купившего остров в местной системе озер и рек. Хауэр рассекает на коне по своему острову и отстреливает браконьеров из арбалета. Он создал свой собственный рай — без людей, зато с массой птиц.
Мор: Масоны в ФБР: Мне кажется, никто на фильм особенно не ставил, однако получилось наоборот — и приключенческая забавная история, где Николас Кейдж с помощниками разыскивает сокровища масонов, пользуясь для этого долларом, резной трубкой, украденной Декларацией независимости и разноцветными окулярами, неожиданно выстрелила. Построить приключение на национальной тематике и одновременно превратить старые музеи в места, где хранятся ключи к сокровищам, было отличной идеей. Кейдж играет исследователя Бена Гейтса из семьи, которая уверена, что отцы-основатели Америки припрятали гигантский клад. Уже несколько поколений они ищут его, за что окружающие закономерно считают их чудаками. Однако Бену удается раздобыть подсказку, указывающую на давно затонувший корабль, — и все начинает развиваться очень стремительно.Ключевым элементом "Сокровищ нации" является то, за что дети очень любили "Золотого жука" Эдгара По, — там нужно разгадывать шифры, искать невидимые карты на пергаментах, хитроумно щурясь, пытаться из туманных фраз извлекать координаты, основываясь на знании истории Америки.
Владимир Гордеев: В поисках мифического Эльдорадо: Медидативный пролог фильма сбивает с толку. Берег озера, плавящегося под лучами закатного солнца. На берегу стоит истуканом человек, обмазанный с ног до головы глиной. Черноволосый индеец со стрижкой "под горшок", характерной для аборигенов бассейна Амазонки, покрывает живого истукана крупинками золота. Сцена выглядит настолько метафорично, а попросту говоря, непонятно, что от фильма не ждешь ничего, кроме унылой театральности. Фильм "Эльдорадо" и впрямь довольно уныл, но по иной причине, — именитый испанский режиссер Карлос Саура снял слишком панорамное кино. А с прологом всё в порядке: вождей племени чибча во время коронации действительно обмазывали глиной и золотым песком, — такова традиция.
Владимир Гордеев: И снова масаи!: "Призрак и Тьма" — блокбастер, в котором неудачно сделано всё, кроме, собственно, Призрака и Тьмы, двух львов-людоедов, которые долгое время недоедали, а потом, с приходом в Африку белого человека, наелись до отвала мяса негров.По легенде одного из африканских племен, масаев (они фигурировали в другом фильме нашего тематического номера, посвященного приключениям, — "Из Африки"), это не просто львы, а демоны по имени Призрак и Тьма.С этими демонами приходится столкнуться английскому полковнику инженерных войск Джону Генри Паттерсону (Вэл Килмер), который приехал строить железную дорогу в Кении. Действие фильма происходит в 1898 году, еще до того, как в Кению приехала Карен Бликсен. Поэтому масаев, равно как и прочих африканцев, запрягают класть шпалы, рельсы, наваливать балластный слой, в общем, заниматься нетипичной для них работой.
Владимир Гордеев: Африканский бэд-трип: Кажется, это единственная "дословная" экранизация одноименной повести Джозефа Конрада. Тим Рот играет капитана Марлоу, который вернулся из путешествия в "сердце тьмы" с измененным сознанием. Он был отправлен в дебри Конго акционерной компанией с целью разыскать некоего Курца, возглавлявшего самую дальную точку по добыче слоновой кости. В какой-то момент слоновая кость перестала поступать, и потребовался опытный человек, который смог бы добраться до места и разобраться в ситуации.Марлоу в сопровождении негра-каннибала (забавно видеть в этой роли Исаака де Банколе, сыгравшего гангстера-дзен-буддиста в "Пределах контроля" Джармуша), которого некогда перевоспитал Курц, и еще пачки негров, движется то по медленной, мутной, желтой реке, то вдоль нее — по мутным, колючим джунглям, к перевалочному пункту — Центральной станции.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "В одиночку через Тихий океан ": Тесный, душный фильм Кона Итикавы "В одиночку через Тихий океан" снят по автобиографическому произведению молодого парня, который стал первым японцем, в одиночку пересекшим, собственно говоря, этот самый Тихий океан.
Фильм, казалось бы, оптимистичный по фабуле, снят так, что от оптимизма остаются рожки да ножки. Тесная, темная, заваленная всяким хламом контора отца, где работает 20-летний Кэнъити, отказавшийся от учебы в институте. Тесный темный ангар, где по заказу совсем небогатого Кэнъити делают супербюджетный вариант яхты — с хлипкими 9-миллиметровыми фанерными бортами.
Владимир Гордеев: Pink Floyd в Новой Гвинее: Барбет Шредер — интересный режиссер. В частности, он снял отличный фильм "Пьянь" по сценарию Буковского. "Долину" трудно назвать отличной картиной, но и в ней есть кое-что любопытное. Во-первых, ее действие происходит в Новой Гвинее. Во-вторых, музыку к фильму написала группа "Пинк Флойд" (впоследствии саундтрек был оформлен в альбом "Obscured by Clouds", он вышел накануне этапного "The Dark Side of the Moon").В-третьих, "Долина" неуловимо напоминает "Забриски Пойнт" Антониони, и не только из-за участия "Pink Floyd". Приключенческий жанр превращен в медидативное кино с уклоном в эротическую драму. Группа хиппарей и примкнувшая к ним молодая бизнес-вумен, зарабатывающая продажей красочных перьев редких птиц, отправляются вглубь острова на поиски долины, которую никогда не видел белый человек и где водятся самые экзотические птицы.
Владимир Гордеев: Обезьяннья голова: Катрин Денев — работница турфирмы, которая ищет новые перспективные маршруты. Она едет в Африку, чтобы выяснить, где лучше всего поставить турбазу. А там живет ее бывший муж (Филип Нуаре), летает на самолетике над саванной, отлавливает браконьеров, а также пытается продавать аборигенам всякое барахло. Для этого у него есть "передвижная лавка" — маленький пароходик (сразу возникает легкая аллюзия на "Сердце тьмы" Конрада). Фильм "Африканец" — легкая, может даже избыточно легкая, французская комедия в экзотическом антураже на тему того, как семейная пара восстанавливает давно разрушенные отношения. Вроде бы их давно уже ничего не объединяет, а кроме того, Нуаре совершенно не радует перспектива наплыва российских туристов в заповедные африканские кущи.
А. Ботев (и Сладкая N): Фальшивые ёлочные игрушки: Мы вот все время смеемся над Вовой, который засыпает во время фильма — но тут и сами не досмотрели. Просто перестали смотреть и все. Один из троих смотревших и в самом деле пошел спать, я думал, Вова придумывает.Такой никакой фильм, что все, что можно было о нем написать, написано в отзыве на первый фильм с теми же героями (которых играют те же актеры).
Мор: Рецензия на фильм "Дневники мотоциклиста": Лирическая экранизация воспоминаний о путешествии двух друзей через всю Латинскую Америку — из Аргентины через Патагонию в Чили, затем Перу — и дальше, до северного мыса. Расстояние потрясает воображение. Один из этих друзей — будущий Че Гевара, но здесь он просто медицинский студент с астмой, который с опаской, но и задором садится на мотоцикл и несется вперед. Они будут пересекать холодные озера, подниматься в горы, катиться в телеге с крестьянами, идти через пустыню, плыть по огромным рекам, работать в колонии для прокаженных. Его задача — увидеть огромный мир, друг хочет переспать с девушками из каждого города, но каковы бы ни были их цели, все это совершенно меркнет перед горами Патагонии, перед безмолвием Мачу Пикчу, перед туманами над Лаго Фриас.