Владимир Гордеев: Новое слово в звуковом кино: К 40-му году "великий немой" умер окончательно, и его съели черви. Комедия Говарда Хоукса "Его девушка Пятница" является новым словом в звуковом кино. Если раньше в кино реплики подавались по-театральному дозированно (сперва говорит один персонаж, потом – другой), то в фильме Хоукса герои перекрикивают друг друга, перебивают, гомонят как птицы после дождя. А всё потому, что фильм – про газетных репортеров. Он снят по пьесе Бена Хекта и Чарльза МакАртура "Первая полоса", бродвейская премьера которой состоялась еще в конце 20-х. В центре сюжета – любовный треугольник. Репортерша газеты "Morning Post" Хилди Джонсон объявляет своему бывшему мужу, главреду этого же издания, что выходит замуж. Ей, типа, надоела суетная жизнь, и она едет со своим будущим мужем, страховым агентом, в тихий Олбани.
Владимир Гордеев: Переключая bookmarks: Комедия Теда Котчеффа "Переключая каналы" — это уже, наверное, десятая по счету киноэкранизация пьесы Бена Хекта и Чарльза МакАртура "Первая полоса", а ведь были еще радиоспектакли, телефильмы и даже телесериал. Всё это говорит о том, что зрителя весьма занимает кипучая жизнь настоящих, первоклассных журналюг, способных повелевать судьбами людей, но иногда неспособных разобраться в личной жизни. "Переключая каналы" обошелся в копеечку, 18 млн. долларов – сумма по меркам 80-х приличная. Фильм благополучно провалился в прокате, а Берт Рейнольдс и Кристофер Рив номинировались на "Золотую малину". Фильм, в общем, средненький. Но он вызывает любопытство тем, что авторы адаптировали пьесу под актуальное время.
Владимир Гордеев: Я не Ницше, но тоже расстроился: "Туринская лошадь" Белы Тарра — фильм, конечно, впечатляющий, но не очень правдоподобный.Поскольку "экранная жизнь" показывается чуть ли не в риал-тайме, у зрителя масса времени приглядеться к деталям, к тому же они повторяются, превращаясь во что-то типа нудного ежедневного ритуала.У героев фильма, старика и его дочери, совершенно наплевательское отношение не только к лошади (в сарае, где находится стойло лошади, в стене огромная дыра, причем с подветренной стороны), но и к себе.Фильм состоит из эпизодов-дней. И каждый день, кроме последнего, бушует ураган. В первый же день мы видим, как девица сушит на улице белье. Ветер таскает по двору целые горы песка, пыли, грязи и осенних листьев. Естественно, все это дерьмо оседает на влажном белье.Дом у них каменный, довольно большой.
Мор: Рецензия на фильм "Солнечные": На Ми, замужняя женщина средних лет, заходит в больницу навестить мать — и случайно встречает старую подругу из девчоночьей банды, к которой они в юности принадлежали. Чун Хва умирает — и просит героиню найти всех остальных членов Солнечных, чтобы перед смертью узнать, как у них дела. В процессах поисков На Ми понимает, что совершенно забыла о настоящей дружбе, которую они так ценили в детстве, что исполнение роли жены и матери что-то у нее отняло. Особенно здорово показывается, как банда воссоединившихся взрослых женщин нападает на старшеклассниц, унижающих дочь На Ми. Не у всех бывших друзей жизнь сложилась удачно, но На Ми это не останавливает. "Солнечные" — кино очень заводное и вместе с тем грустное.
Владимир Гордеев: Гвоздь в крышку гроба: Успех, выпавший на долю "Артиста", поражает. Собственно говоря, такого успеха в истории кино не имела еще ни одна картина, ни американская, ни тем более европейская. Мишелю Хазанавичусу воскурили фимиамы и пропели осанну академики как американского киноинститута, так и европейского, ему в равной мере воздали должное представители как коммерческого кино, так и независимого… Вкупе с содержательной и изобразительной стороной фильма "Артиста" это ясно и недвусмысленно говорит нам о том, что конец если не света, так кинематографа близок как никогда. А может быть, уже наступил. 2012 год. Помолимся, друзья и станем уповать на то, что за смертью начинается новая жизнь.Нет, я серьезно. Когда было такое, чтобы фильмы, в которых выражена тоска по "утраченному времени", по временам, когда синематограф был юн, наивен, дерзок и борз, собирали такое немыслимое количество наград?
Мор: Рецензия на фильм "Хроника": Отличное кино про парней с суперспособностями, в котором кидаются машинами, словно в Prototype. Выполнено в псевдодокументальной манере — подросток снимает все, что с ним просходит, а в конце речь передается уличным камерам. Никто не рассчитывает, что вы на это купитесь, но актеры играют так натурально, словно твои соседи, что это вызывает симпатию. Три парня, один из которых — юный задрот Эндрю, не расстающийся с новой камерой, спускаются в дыру во дворе дома. Дыра идет глубоко вниз, где завершается светящимся кристаллом. Кое-как выбравшись обратно, парни начинают замечать за собой странное.Больше половины фильма — это постепенное получение сил, восторг, который испытывают парни от роста своих способностей.
Мор: Рецензия на фильм "Два дня": Петр Дроздов, замминистра, приезжает вместе с губернатором края в усадьбу вымышленного русского классика Щегловитова, чтобы оценить ее экономическую эффективность. В усадьбе располагается загибающийся музей, и его сотрудники начинают то умолять, то улещивать гостя, хотя судьба музея фактически предрешена. Там Петр знакомится с литературоведом Марией, которая нервно, резко и неприятно высказывает все типичные претензии интеллигенции к чиновникам, что его сильно задевает, заставляет прервать водочное воздержание, а там и отменить грядущую женитьбу. Материалистичный, расчетливый Петр и "тургеневская девушка" Мария, увлеченная платоническим романом Щегловитова и Софьи, начинают сближаться."Два дня" — это такой фарс в духе русских пьес, в котором сильно преувеличен идиотизм интеллигенции.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Как украсть небоскреб": Первую половину фильма вообще непонятно, что смотришь комедию. Бретт Рэтнер энергично и напористо рассказывает историю Джоша Ковакса (Бен Стиллер), управляющего элитной жилплощадью – небоскребом, где селятся исключительно богачи. Маленький человечек шустрит, мечется, раздает распоряжения, делает всё, чтобы лишний раз порадовать богатеньких буратин. Смотреть на это унизительно. Потом фильм и вовсе превращается в драму. Один из жильцов, с которым Ковакс был на короткой ноге, показал себя форменной сволочью. Этот обходительный, симпатичный старичок, лишенный снобизма и нашедший общий язык со всеми "тараканами в униформе", шестерящими в небоскребе, схвачен ФБР и отдан под суд. Помимо крупных финансовых махинаций, он, основав по просьбе Ковакса "пенсионный фонд" для работников небоскреба, кинул этих несчастных "маленьких людей" на деньги.
Владимир Гордеев: Кто убил кота? : Точного ответа на этот вопрос зритель так и не получит. Дэвид Финчер снял римейк шведского хита двухгодичной давности, и, поскольку я смотрел тот хит (а на самом деле, прохрапел два часа), имею полное право сравнивать. У Финчера фильм получился более увлекательным (я проспал максимум полчаса), недаром "Девушка с татуировкой дракона" удостоилась приза "Оскар" за лучший монтаж. Кроме того, Финчер продолжил сотрудничество с парнями из "Nine Inch Nails", и они написали достойный саундтрек: низкочастотный нойз задает действию темный тон, бодрит, будоражит. Сказать о фильме по большому счету нечего: Голливуд в очередной раз взял обкатанный сюжет и без всякого риска срубил прилично бабла. Эту ремесленную поделку вряд ли Финчер сможет записать себе в творческий актив, но налицо то, что режиссер окончательно заматерел и способен решать самые различные задачи (вспомним, каким неумелым, робким был его дебют двадцатилетней давности – сиквел бесподобных "Чужих" Камерона).
Владимир Гордеев: Одна ночь из жизни журналиста: Успех крупнобюджетного, гламурного "Дракулы Брэма Стокера", поставленного в 1992 году Фрэнсисом Фордом Копполой, ввел вампиров в моду. Впрочем, вампиры всегда были в моде, они лишь время от времени растворялись на заднем плане, превращались в туман, – как им, вампирам, и свойственно. Кинокомпания "Geffen", подобно Гефесту взяв в руки молот, начала ковать горячее железо, надеясь вычеканить из вампирской темы еще немало золотых монет. Надежды в полной мере оправдались. При бюджете в 60 миллионов долларов "Интервью с вампиром" собрал в мировом прокате 220 миллионов (40-миллионный "Дракула" в свое время собрал 215 миллионов). "Геффен" решили экранизировать более свежий по сравнению с "Дракулой" Брэма Стокера вампирский роман Энн Райс "Интервью с вампиром" (1973).
Владимир Гордеев: Поэтический реализм. Пример Карне — Превера.: "День начинается" – хороший пример фильма, снятого в стиле "поэтический реализм". Напомню, что этот термин придумал историк и теоретик кино Жорж Садуль. В категорию "поэтический реализм" попадают картины целого ряда французских режиссеров: Жюльена Дювивье, Жана Виго и даже Жана Ренуара. Определение термина является достаточно размытым, поэтому сконцентрируем внимание исключительно на одной картине – фильме Марселя Карне "День начинается".Фильм снят ретроспективно. Настоящее время – ночь. В многоквартирном доме происходит убийство. Работяга с местного завода (Жан Габен) застрелил какого-то мужика, тот скатился вниз по лестнице прямо под ноги слепому жильцу, тот поднял шум, соседи вызвали полицию, полиция осадила квартиру.
Владимир Гордеев: Новое слово в жанре вестерн: После поминок по вестерну ("Дикая банда", фильм Сэма Пекинпы), жанр возродился как птица-феникс в прекрасной картине Джорджа Роя Хилла "Буч Кэссиди и Санденс Кид". В ревизионистском вестерне Хилла отчетливо видна эпоха 60-х, кроме того, он полемизирует с фильмом Артура Пенна "Бонни и Клайд", в свою очередь перевернувшим жанр гангстерского кино с ног на голову. Грабители банков Буч Кэссиди и Санденс Кид находятся по ту сторону закона точно так же, как Бонни и Клайд, но кроме этой точки соприкосновения между ними нет ничего общего. Буч и Санденс – не убийцы. Как только они поневоле превращаются в убийц, их жизнь покидает легкость, удача, они камнем идут на дно. А насколько разнятся финалы картин!
Владимир Гордеев: Поезда любят счёт: Роман Ирвина Уэлша "Трайнспоттинг", вышедший в 1993 году и написанный, по словам автора, для его клубных друзей, моментально стал культовым. В 1996 году Дэнни Бойл, получивший немало вистов с дебютной работы "Неглубокая могила" (1994), экранизировал роман. Фильм моментально стал культовым, а сценарий Джона Ходжа номинировался на "Оскар". Фильм удивительно пришелся ко двору, в том числе в России. "Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай большие телевизоры, стиральные машины, автомобили, компакт-диск плееры, электрические консервные ножи. Выбирай хорошее здоровье, низкий уровень холестерина и стоматологическую страховку. Выбирай недвижимость и аккуратно выплачивай взносы.
Владимир Гордеев: Русская мистика в Коннектикуте: Неожиданный фильм от Роберта Маллигана, постановщика таких известных детско-подростковых картин как "Убить пересмешника", "Лето 42-го", "Вверх по лестнице, ведущей вниз". "Другой" – тоже фильм про детей, но сделанный в жанре хоррора. Причем фильм по-настоящему жуткий, даже в каких-то моментах неприятный, с очень сильной, обескураживающей концовкой. Маллиган умеет снимать атмосферно. Его летний фильм пронизан солнечным светом и наполнен жутью. Камера движется быстро, поскольку снимает непосед – десятилетнего Найлза и его брата-близнеца Холланда. Маллиган очень часто использует крупные планы, чтобы погрузить зрителя прямо в действие, которое разворачивается на ферме, где живет большая семья. У семьи как бы две ветви.
Владимир Гордеев: Теперь ты в армии: После крайне успешного боевика "Тельма и Луиза" дела Ридли Скотта стали идти из рук вон плохо. Крупнобюджетный "1492: Завоевание рая", приуроченный к юбилею Колумбова путешествия, с оглушительным грохотом провалился в прокате. Ридли Скотт, своевременно припомнив, что снаряд в одну воронку дважды не попадает, снял еще один "морской фильм" – "Белый шквал", который точно так же провалился в прокате, притом что тоже обошелся в немаленькую сумму (видно Скотт дал себе зарок дешево не снимать). Казалось бы, пора было сделать выводы, но… режиссер проявил колумбову упертость, завязал нервы в тугой морской узел, раздобыл 50 миллионов долларов и снова бросился в набежавшую волну – снял фильм про военно-морскую пехоту "Солдат Джейн".
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Бесконечная история": Предыдущий фильм Вольфганга Петерсена "Лодка" не только пользовался коммерческим успехом, но и стал самым дорогим немецким фильмом. Его бюджет составил 14 млн. долларов. Через три года на экраны вышла новая картина режиссера – детская сказка "Бесконечная история", бюджет которой составил уже 27 миллионов. Фильм был совместного производства ФРГ – США и стал последней ступенькой, преодолев которую, Петерсен попал в Голливуд. "Бесконечная история" хорошо знакома и советским зрителям, – лента была закуплена для широкого проката в СССР. Это довольно мрачная и весьма психоделическая сказка, герой которой, обыкновенный школьник Бастиан, читает волшебную книгу под названием "Бесконечная история". В книжке рассказывается о том, как страну Фантазия неумолимо поглощает Ничто (Пустота).
Владимир Гордеев: А впереди — француз, на лихом белом коне: Банальная комедия "про мошенников", таких миллион. От прочих эту отличает только участие Жан-Поля Бельмондо, который давно уже зарекомендовал себя хорошим комедийным артистом ("Человек из Рио", "Великолепный"). Сюжет в фильме рыхлый, расслаивающийся, основная сюжетная нить вылезает из лоскутного одеяла ленты на свет божий лишь в середине: обаятельный преступник Александр Дюпре, надувающий богачей, неожиданно для себя оказывается в центре серьезных интриг на государственном уровне. Пересматривая на днях эту комедь, я вспомнил еще десяток фильмов с Бельмондо, где он играл то воров, то полицейских, потом вспомнил десяток фильмов с Аленом Делоном, потом – десяток с Луи Трентиньяном, пяток – с Жаном Рошфором, штук пятнадцать – с Жаном Габеном...