Как бы в противовес прошлому разнузданно-веселому номеру в этот раз мы решили сосредоточиться на печальных размышлениях и целиком и полностью посвящаем этот номер Смерти. Смерть понимается в творческом смысле тоже, поэтому тут так много последних фильмов разнообразных ныне покойных режиссеров. В том числе фильм умершего на этой неделе Блейка Эдвардза. В хонтологии — фильм с участием целой группы актеров, умерших до начала съемок.
А. Ботев (и Сладкая N): Об актерах, изначально мертвых: Вот, например, просматривая фильмы Чарли Чаплина, иная впечатлительная натура и придет в ужас: да они же все мертвы! Все актеры, что играли в этом фильме, все операторы, сценаристы, режиссер — все мертвые. Мы видим только тень бывшей когда-то жизни, скажет впечатлительная натура и будет права, но мы, пожалуй, на этом месте только подивимся ее впечатлительности. Ничего удивительного, кино и есть искусство мертвых, оно фиксирует на пленку то, что когда-то было живым, останавливая и тем самым убивая его, и только быстрое мелькание кадров придает ему иллюзию оживления. Движение, однако, не есть жизнь. Некоторая аналогия с реальной жизнью, мелькание внешних событий маскирует пустоту жизни внутренней.
Владимир Гордеев: Последний фильм Дрейера: Свой творческий путь Карл Теодор Дрейер закончил странным фильмом "Гертруда" по одноименной пьесе шведского писателя и драматурга Яльмара Сёдерберга, написанной в 1906 году. На экране – два дня из жизни женщины, которая в один прекрасный день решила предъявить свои права на любовь и, будучи предельно честной перед собой и близкими людьми, расставила точки над "и" и навсегда рассталась с дорогими ей мужчинами. Дрейер описывает тип женщины, которой нужно гораздо больше, чем ей может дать мужчина. Она уходит от мужа, потому что для него работа всегда была на первом месте. Она уходит от молодого любовника, потому что он ее не любит. Кроме того, она отвергает предложение бывшего любовника, потому что уже "слишком поздно".
Владимир Гордеев: Последний фильм Мельвиля: Жан-Пьер Мельвиль скончался до обидного преждевременно. 55 лет – это не возраст для смерти. Он умер, как и его неудачливые герои – в самом расцвете творческих сил (подозреваю, кстати, что также флегматично). То есть, тогда, когда уже был набран богатый опыт, но хватало и энергии. Наверняка он не предполагал, что совершенно проходной "Шпик" станет его последним фильмом. Это явно не "венец – делу конец".В "Шпике" выдержана холодная атмосфера "Самурая", только Ален Делон на сей раз играет полицейского. Впрочем, разница между ментом и киллером невелика. Перед начальными титрами цитируются слова небезызвестного Видока: "Если люди и вызывают у полицейского какие-то эмоции, то это всего лишь двусмысленность и насмешка".
Владимир Гордеев: Ночь перед Рождеством: Неожиданно для всех свой последний фильм Стенли Кубрик сделал почти в стиле и духе Романа Поланского, но только с одним важным нюансом. Поланский всегда иронизировал надо всем, кроме "еврейского вопроса", поскольку сам был евреем. Кубрик, который тоже был евреем, взял еврейский роман про тайное и очень влиятельное общество высокопоставленных евреев, куда случайно проникает простой, непосвященный еврей, – и сделал из простого, непосвященного еврея, который фигурировал в сюжете романа, – нееврея-американца. Получился "Ребенок Розмари", круто замешанный на сексе и с кучей евреев в кадре, от поступков которых охуевает нееврей. Первые полтора часа фильма мы видим Кубрика. Он гораздо, в разы, циничнее романтика Поланского.
Владимир Гордеев: Последний фильм Феллини: Последний фильм Феллини оказался стремной юмористической абракадаброй про лунатика в исполнении эксцентрично-интеллигентного комика Роберто Бениньо, который через несколько лет неожиданно станет наполовину трагиком. Лунатик слышит голос луны и его манят колодцы. Поскольку Феллини было влом вспоминать свои фантазмы, ради которых мы его и любили, он обратился за помощью к фантазмам чужим, а конкретнее говоря – к роману Эрманно Каваццони. Эрманно Каваццони – писатель очень авторитетный, преподает в Болонье. Судя по рассуждениям и монологам, которые фигурируют в фильме, склонен к доброй шутке. На самом деле, я не знаю, за каким чертом Феллини понадобилось обращаться к чужим фантазмам, если свои экранизировать гораздо веселее, — видно, почувствовал в Каваццони родственную душу.
Владимир Гордеев: Последний фильм Ренуара: Помимо таких специфических штук, как чувство стиля, монтажного ритма, колорита и т.д. и т.п., режиссеры чувствуют, либо не чувствуют, когда им пора остановиться и перестать мучить свою изрядно истаскавшуюся музу. Некоторым режиссерам покровительствует крепкая, выносливая, красивая ("кровь с молоком") муза. Среди таких счастливых режиссеров мы видим Джона Хьюстона, Луиса Бунюэля, Мануэля ди Оливейру. Они снимают до последнего вздоха, и фильмы их – элегантны, трезвы, умны. Другим режиссерам не так везет: со временем они впадают в какое-то подобие творческого маразма (впрочем, подобное утверждение касается только талантливых режиссеров; заурядности пребывают в состоянии творческого маразма всю жизнь).
Владимир Гордеев: Вестник смерти: Про фильм сказать почти нечего, кроме того, что это – комедия-слэпстик с настолько дурацкими шутками, что вместо смеха они вызывают раздражение. Мало того, что перебор и безвкусица чуть ли не в каждом кадре, так еще и явное нежелание закончить неудачную шутку своевременно, пока она не успела окончательно взбесить зрителя. Роберто Бениньи играет жандарма "второго сорта" Жака Грамбелли. Он живет в небольшом курортном городке и совершает на его улицах всякие нелепости. Он – "сынку" легендарного инспектора Клузо, о чем ему, разумеется, не сообщает мать (от греха подальше), которую играет Клаудиа Кардинале. Жаку предстоит попасть в эпицентр событий, связанных с похищением дочери арабского шейха. Короче, все это неинтересно.
А. Ботев (и Сладкая N): Фильм Вима: Глубокий, но плохой фильм. Режиссер Николас Рэй умирает от рака во всех местах, худой, больной, похожий на цыпленка, и тут к нему приезжает румяный во всех местах режиссер же Вим Вендерс, на тридцать лет его младше. И они совместно снимают фильм с непонятной прагматикой, под кодовым названием "Фильм Ника", в общем, Ник везде в кадре, или не он, а его жена, или оператор, который живет с ними, или Вендерс, который приехал погостить, или жена Вендерса, или вся съемочная группа. Кадры, которые снимал оператор Рэя, даны почему-то в очень плохом качестве.Хотя "Фильм Ника" — это подзаголовок картины, проект, по всей видимости, является Вендерсовским, хотя бы в силу того, что снимал он, стаффом вроде бы распоряжался тоже он, и, самое главное, окончательный монтаж после Смерти Друга тоже производил он.Фильм подан как документальный, то есть, вот буквально, декларируется, что все ровно так и было, как показано.