Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "Генрих V ": Shake you spear at Shakespear,Shake you spear at Shakespear!System of a downПомимо ряда блестящих трагедий, изменивших мировую литературу, и нескольких отличных, довольно смешных для своего времени комедий, Шекспир ещё умудрился написать кучу каких-то хроник про никому кроме англичан не известных английских королей. Я все эти хроники всю жизнь считал крайне беспомощной кучей словесного мусора (кроме, разумеется, "Ричарда III", представляющего собой первостатейный поклёп на очень крутого и чрезвычайно неоднозначного короля, но действительно отменную пьесу).Может быть, секрет здесь в том, что Шекспир очевидно симпатизирует Ланкастерам (да по-другом в эпоху Тюдоров и быть не могло), а я всю жизнь болел за Йорков.Ооолеее, оле, оле, оле...Белая рооозааа...
Владимир Гордеев: Дебют Браны: Прекрасный режиссерский дебют. Кеннет Брана экранизировал "военно-патриотическую драму" Уильяма Шекспира, посвященную походу 28-летнего английского короля Генриха V с десятитысячной армией на Францию. Кульминацией похода становится битва при Азинкуре (Айзенкуре), во время которой французы, чьи войска были свежи и многочисленны (36 000 человек) потерпели сокрушительное поражение от истощенной походом и болезнями английской армии, насчитывающей в тот момент 6 000 бойцов. Поразительно то, что "Легло французов в поле десять тысяч", тогда как англичане потеряли двадцать девять человек. Цифры, на самом деле, несколько другие, но порядок соблюден верно. Скучные историки приписывают победу "длинным лукам", но Генрих V словами Барда скромно говорит: "Когда случалось, чтоб в открытой схватке, В простом бою, без хитростей военных Такая разница была в потерях У двух сторон?
Владимир Гордеев: Дебют Ауфа дер Хайде: Смесь роуд-муви с surrival-horror типа "Дороги" Хиллкоута. Австралийцы повадились снимать фильмы про каннибалов. Джон Хиллкоут снял фильм про каннибалов будущего, а Джонатан ауф дер Хайде – про каннибалов прошлого. Господа, мы живем в благословенные времена. Ну да шутки в сторону: фильм "Земля Ван Дьемена" основан на реальной истории группы каторжан, сбежавших в 1824 году с рубки леса в Тасмании. Поскольку путь к лодке, на которой они намеревались сплавиться вниз по реке до морского порта, оказался (внезапно!) отрезан вооруженными охранниками, им пришлось бежать в лес и искать новые пути к спасению. Продираясь сквозь чащу, преодолевая холодные стремнины и занесенные снегом перевалы, с топорами наперевес (подобно персонажам фильма "Валгалла: сага о викинге", выполненного в той же заторможенной и многозначительной манере) каторжане идут неизвестно куда и постепенно друг друга подъедают.
Владимир Гордеев: Дебют Пазолини: Есть два режиссера-классика, мое знакомство с которыми по чистой случайности (по телевизору показали – вот и увидел) состоялось с их дебютов. Первый – Пьер Паоло Пазолини, второй – Жан-Люк Годар. "Аккаттоне" я посмотрел еще в школе и был заворожен как самой историей, так и ее антуражом: окраинами Рима, колоритными людьми "дна", которые промышляют кто во что горазд – кто воровством, кто сутенерством, кто тяжелейшей черной работой. Фильм наполнен солнцем и цинизмом, острыми шутками, хлесткими диалогами и неблаговидными поступками. Главный герой картины – сутенер Аккаттоне. Человек, который не может работать, физически к этому неприспособлен. Для Аккаттоне наступают тяжелые дни, когда его баба попадает на год в тюрьму за лжепоказания.
Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Деликатесы": Мне бы не хотелось, чтобы кто-то совершал ошибку, глядя "Деликатесы" сквозь туман пусть бы и точных, но неприятных слов – апокалиптическое будущее, притча, раблезианство, тоталитаризм и, прости, Господи, гиньоль. Последнее по причине полного дуб-дуба во французском я воспринимаю как анаграмму от слова "гнильё", хотя прекрасно понимаю, что гнильё у Жене легкое и весёлое. Впрочем, такая характеристика подходит почти всему французскому. У них как-то принят обязательный налет гадости на любом симпатичном предмете. В любом случае, вычурные изыски киноведов могут сильно помешать смотреть сказку про людоеда, его милую дочь и ее возлюбленного клоуна.У одного дома, окруженного вечными сумерками и плотной стеной пыльного тумана, был хозяин.
Владимир Гордеев: Дебют фон Триера: Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл. Правда, у Тарковского, как мы помним, на берегу реки валялся конь, но ведь у фон Триера не на бережку ж православной реки валяется осёл, а на мостовой мусульманского Каира… Через несколько минут экранного времени мы увидим камеру, скользящую под водой перпендикулярно дну, которое застлано всякой гадостью – от тины до мертвых лошадей (операторский прием, заимствованный у того же Тарковского – фильм "Сталкер"). Впоследствии таких "перпендикулярных" проходов камеры в "Элементе преступления" будет немало, в том числе над движущимися объектами.Фильм Фон Триера, на самом деле, — это нео-нуар.
Владимир Гордеев: Дебют Копполы: Дебютный фильм одного из лучших американских режиссеров Фрэнсиса Форда Копполы (в титрах middle name "Форд" куда-то подевалось) оказался снят, тем не менее, в Ирландии, где режиссер ассистировал своему патрону, королю b-movie Роджеру Корману, снимавшему "Молодых гонщиков". Молодому гонщику режиссеру Копполе, мечтавшему о собственном проекте, Корман выдал 30 000 долларов (к слову, бюджет его собственного фильма составлял 150 000 долларов, то есть, ненамного больше), нескольких своих актеров и ограниченное время – как в RTS – от Копполы требовалось поспеть снять фильм до окончания съемок "Гонщиков". Что можно снять в Ирландии? Либо историю про "малый народец", либо готический хоррор! Коппола выбрал второе.
Владимир Гордеев: Полнометражный дебют Кроненберга, или Коммуна Телепатов под наблюдением: Первый из двух полнометражных фильмов Дэвида Кроненберга, снятых им во время учебы в киноинстуте Торонто (о втором фильме, "Преступления времени", можно прочитать здесь). "Стерео" — черно-белый полу-немой фильм, половинчатая немота которого вызвана невозможностью одновременно записывать изображение и звук из-за громко стрекочущей кинокамеры. В данном случае, недостаток технического оснащения идёт фильму на пользу, придаёт ему изысканную концептуальность, ведь сюжет повествует о Сугубо Научном Эксперименте, в котором исследуется телепатия, то есть, сверхчувство, стоящее в том числе и над слухом. Эксперимент ставится над шестью добровольцами, запертыми в Доме отдыха на севере Канады и предоставленными самим себе.
Владимир Гордеев: Дебют Карпентера: Это чисто по кайфу, что дебютный фильм Джона Карпентера, он же – его дипломная работа, оказался пародией на art-sci-fi шедевр Кубрика "2001: Космическая одиссея". Больше Карпентер пародий не снимал, хотя в каждом его фильме, за редчайшими исключениями, можно найти либо иронию, либо сатиру, либо просто пару-тройку комических сцен, отлично разбавляющих сумрачную хоррорную или фантастическую атмосфэру. А еще в этом дебютном кинофильме, повествующем о бесконечном путешествии в никуда космического корабля "Темная звезда", который занимается уничтожением "нестабильных звезд", смешные спецэффекты. То есть, смешные не потому, что плохие (да и откуда им быть хорошими при бюджете в 60 000 долларов?), а сделанные смешными намеренно.
А. Ботев (и Сладкая N): Пупок: В общем, это такой как бы рассказ Фолкнера, только вместо первой мировой войны там А фган, а вместо священника — следователь.Что до рассказа, он написан от лица человека, потерявшего на войне ногу. У этого человек а, несмотря даже и на отсутствие ноги, очень богатый внутренний мир. Он общается со св оим погибшим на той же войне другом; думает, что, поскольку его ногу не похоронили ка к следует, она ходит по свету и сознательно вредит ему. Например, соблазняет девушку, к оторую он видел раз в жизни, и доводит ее до смерти. Ну и, в общем, весь текст о его пере живаниях, ну, в фолкнеровской манере описания хода мысли всяких нищих духом — чере з образы, фиксацию восприятия ощущений от различных органов чувств — крупные, я бы так выразился, ментальные планы.
Владимир Гордеев: Дебют Ридли Скотта: Большинству режиссеров-дебютантов (как талантливых, так и не очень), тяготеющих к жанровому кино, приходится довольно долго переходить от крайне низкого бюджета, с которым особо-то и развернуться нельзя, к бюджетам более достойным, когда уж можно и себя показать, и зрителя распотешить. Мало того: от фильма к фильму режиссер "ищет себя", чтобы, пройдя тернистый путь творческих неудач или коммерческих провалов, создать шедевр масскульта, отмеченный авторским клеймом. При этом я знаю как минимум одного режиссера, которому крупный бюджет прямо противопоказан, ибо он его развращает и портит, – этого режиссера зовут Джон Карпентер. Но обычно, естественно, бывает наоборот. Между этими двумя полюсами находится Ридли Скотт.
Владимир Гордеев: Дебют Рэйми: Терпенье и труд все перетрут. Питер Джексон, снимая по выходным, несколько лет вымучивал "Дурной вкус". Сэм Райми при поддержке своего одноклассника Брюса Кэмпбелла несколько лет вымучивал "Зловещих мертвецов". Сколько они истоптали ила, торфа и дёрна, обхватив с двух сторон маунт-камеру, невозможно представить. "Актеры", задействованные в фильме, покинули проект в 1980 году, и Райми потребовалось изрядно изобретательности, чтобы довести дело до конца. Кропотливость, ответственность и трудолюбивость Райми видна в каждом кадре. Например, в сцене с Шерил, рисующей напольные часы, камера показывает Шерил с нескольких ракурсов, в том числе, изнутри часов. То есть, видимо, Райми вынул маятник из часов и, точно соблюдая скорость его колебания, размахивал им перед объективом камеры.
Владимир Гордеев: Дебют Финчера: Печальный дебют Дэвида Финчера, по поводу которого он как-то сказал: "Я знаю, что многие ненавидят этот фильм, но, поверьте, никто не ненавидит его так, как я". По сети гуляет режиссерская версия фильма, ее-то я и пересмотрел, дабы освежить картину в памяти. Никак не могу взять в толк: с какой стати фильм, в который всего лишь добавили несколько эпизодов (в том числе, с неотрендеренным Чужим), называется "режиссерской версией", если Финчер не принимал участия в монтаже кинотеатральной версии? Другое дело, если бы Финчер взял да перемонтировал фильм по своему вкусу, в том числе добавив бы прежде отсутствовавшие эпизоды… но ведь он этого не сделал.Ну да ладно. Камероновские "Чужие" как сиквел были хороши тем, что в них оказалось до черта монстров.
Владимир Гордеев: Дебют Бона Чун Хо: Режиссер Бон Чун Хо снял четыре фильма, три из которых прекрасно известны всем: "Воспоминания об убийстве", "Хозяин" (у нас он вышел под нелепым названием "Вторжение динозавра"), "Мать". Мне оставалось только посмотреть дебют Бона Чун Хо "Лающие собаки никогда не кусают", чтобы окончательно удостовериться, что этот парень – один из лучших современных корейских режиссеров (и вообще, мировых), обладающий очень оригинальным авторским почерком. Задав высокую планку дебютным фильмом, Бон Чун Хо ни разу не опускался ниже этой планки. Все его фильмы – отличные фильмы. У Бона Чун Хо чрезвычайно редкий дар снимать увлекательно ни о чем. Этот дар складывается из потрясающей образности мышления режиссера, тонкого и точного понимания человека и житейских проблем, умения перенести на экран повседневную прямую речь.
А. Ботев (и Сладкая N): Многоэтажки: Фильм про то, как некая Джеки, которая следила там за порядком (по CCTV), вдруг замечает на своем мониторе некоего Клайда и начинает за ним усиленно наблюдать, переключая камеры. Видно, что Клайд — какой-то опасный злодей, Джеки думала, что он сидит в тюрьме, а он, оказывается, не сидит. Она буквально ловит каждое его движение. Постепенно ей мало становится следить за ним по CCTV, она начинает делать ЭТО лично, проникает к Клайду в квартиру и все такое. Очень много саспенса, за тетю во время ее вылазок в Ред-Роуд реально страшно. На саспенс играет и опасность этого гопнического места сам по себе, манера съемок — фильм снят в стилистике "Догмы 95", хотя и не слишком нарочито, камера, во всяком случае, особо не трясется и изображение не зернисто. Оператор знает, где крутить ручки яркости и контраста, я даже не понял сначала, что все освещение естественное. Все хорошо работает на эффект присутствия, и в данном фильме в высшей степени уместно. Скажу больше, смысл "Догмы 95", доселе от меня ускользавший, только после просмотра этого фильма более или менее мне открылся.