Этот номер посвящен жуткой теме, по которой кино больше не снимают. Человечество деградировало настолько, что вампиры, зомби и прочая зараза из примитивных верований страшит кинозрителей больше, чем научно-прогрессивный ядерный холокост.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "На берегу": Стенли Крамер, начинавший как независимый продюсер и снискавший на этом поприще славу (в частности, он продюсировал культового "Дикаря" с молодым Марлоном Брандо), с середины 50-х стал снимать сам. Многие фильмы Крамера с успехом шли в советском прокате, Крамер у нас считался "левым". Кроме того, он никогда не бросался в формалистические изыски, неизменно придерживаясь строго реалистического стиля. Реалистического, разумеется, относительно голливудского мейнстрима. Серьезность выбранных сюжетов не влияла на увлекательность и, так сказать, "привычность" повествования. "На берегу" – фильм уникальный. Это первый значительный пост-апокалиптический, пост-ядерный фильм в истории кино. И, возможно, лучший фильм на эту тему.
Феликс Зилич: Рецензия на фильм "На берегу": Про что? 1964 год. Конфликт между США и СССР вызвал обмен ядерными ударами, уничтожившими не только врагов, но и все северное полушарие. Австралия – последний оплот цивилизации, но все понимают, что это временно. Всего через несколько месяцев радиоактивные осадки доберутся до южных широт и уничтожат все живое.На улицах Сиднея и Мельбурна по прежнему кипит жизнь: люди ходят на работу и рожают детей, читают книги и готовят гамбургеры, но ощущение тотальной безнадеги уже поразило общество. Все постепенно готовятся к смерти, представляя за завтраком как они будут убивать своих родных и близких, чтобы избавить их от мучений.Главный герой – капитан американской подводной лодки "Соуфиш", избежавшей участия в военных действиях и пришвартованной у австралийского берега.
Владимир Гордеев: Смерть Ника Кейва: Римейк фильма Стенли Крамера 1959 года. Но римейк какой-то клоунский. То есть, все серьезно, но… Естественно, действие перенесено в настоящее время, в начало 21 столетия. Было бы странно, если бы Малкэхи в 2000 году снимал апокалиптический пост-нуклеарный фильм о 1964 годе. Фильм стал более современным, житейским, телевизионным и более безнравственным.При этом были полностью переписаны диалоги, и переписаны крайне неудачно. Актеры уступают в мастерстве ветеранам. Хорош только Арманд Ассанте, уроженец Нью-Йорка, известный кино- и телевизионный актер, сыгравший американца Дуайта. Коренной австралиец Брайан Браун сыграл персонажа по имени Джулиан (у Крамера эту роль исполнял Фред Астер). Интересен сценарный финт ушами.
А. Ботев (и Сладкая N): Диафильм с путешествиями фо фремени: Этот маленький странный фильм Криса Маркера формально относится к постнуклеарной теме, и при том имеет историческое значение: он послужил источником вдохновения для "12 обезьян" Терри Гиллиама и "Последней битвы" Люка Бессона. Кроме того, здесь чувствуется атмосфера и очень хорошо видны опасения начала шестидесятых относительно всемогущества науки. В данном случае эти опасения связаны с ядерной войной и психологической наукой, копанием этих яйцеголовых у нас в мозгах.Фильм снят очень авангардно, отчего имеет довольно мало общего с явлением, которое мы называем "кино", от греч. κινηματος, движение. Я бы назвал этот жанр "стато" тоже от греческого корня.
А. Ботев (и Сладкая N): Катарсис в конце "Конца августа": Post-nuclear pizdets. Никого-никого не осталось на свете, кроме восьми женщин, одна из которых — крепкая старуха, а остальные — девушки. Девушки довольно seksy и mighty, настоящие дети природы, выросшие на свежем воздухе и вкушающие здоровую пищу, а старуха поражена некой обсессией головного мозга, про нее, впрочем, позже. Указанная процессия (ведомая обсессией), пятнадцать уже лет как ходит по восточноевропейской пустыне в поисках пищи, боеприпасов и всякого такого дерьма. Все на удивление чистые и, похоже, соблюдают личную гигиену. Одна из девушек мощный снайпер, другая — честное слово — как-то раз остановила на скаку коня, третья (или кто-то из первых двух) открутила голову змее. И так далее.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Нити": Фильмов про ядерный холокост и его последствия наснимали вагон и маленькую тележку, но все они какие-то… несерьезные. А то и вовсе – романтические. Не то британский телефильм "Нити", снятый в стиле игровой реконструкции исторического события для Viasat History. Уж три дня прошло как его посмотрел, но мне до сих пор, как говорят в ваших интернетах, страшно жить!.Пишут, что этот фильм "британский ответ" на шедший и по советскому ТВ американский мини-сериал "На следующий день" (1983). Ну, как нынче говорят, ответ непропорциональный. "На следующий день" все-таки довольно стерильная страшная сказка для семейного просмотра, из тех, которыми пугают детей в дидактических целях. А британцы сняли фильм жесткий, натуралистичный, удачно используя технику съемок и манеру подачи, присущие документалистике и науч-попу.Здесь, как это принято в рецензиях, мне бы следовало вкратце рассказать о персонажах, сюжете и тэ дэ, но я этого делать не буду.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Тихая земля": "Тихая земля" относится к "пост-ядерному" кино постольку, поскольку мир здесь отправляется в тартары после непродуманного, опрометчивого запуска системы источников "новой энергии". "Мирный атом" все-таки научились использовать по назначению, поэтому автору романа "Тихая земля", Крэйгу Харрисону, пришлось придумать нечто новенькое – то, что по назначению использовать еще не научились. Что это за штука, и как она работает, остается за кадром. Я не читал, к сожалению, роман, и может быть, там было подробно это расписано, но режиссера технические детали не интересовали. Его интересовало фантастическое допущение из серии "что, если…" Сюжет в фильме развивается динамично, очевидно, что сценарная адаптация сделана очень качественно.
Феликс Зилич: Рецензия на фильм "О-би, о-ба: конец цивилизации": Про что? В подземном бункере – примерно 1.000 выживших. 1.000 здоровых и работоспособных особей. Ситуация в бункере авральная: купол медленно разваливается, в стенах появляются глубокие трещины.Но только никто из выживших не собирается их ремонтировать или рыть в стенах новые коридоры. Начальство сказало, скоро прилетит Ковчег и всех спасет, поэтому никто не намерен вкалывать. Зачем нужно работать, если всего за пару консерв можно купить проститутку или бутылку водяры?- Вот прилетит Ковчег, и я перестану торговать собой. Мы улетим на космическую станцию и будем жить там долго и счастливо, — говорит инженеру Софту его любовница. Но инженер не верит ее словам, поэтому отправляется в долгое путешествие по подземным коридорам в поисках истины.
Александр Руденко: Кино про танчики: Художественный фильм по мотивам одноименной повести Роджера Желязны, с которой, на самом деле, у него мало общего — лишь название и условный жанр: постапокалиптическое роуд-муви. В повести, если мне не изменяет память, после ядерной войны в Штатах осталось два уцелевших города в разных концах страны — Бостон и какой-то на западном побережье, а между ними радиоактивная пустыня. Возможно, ее населяли мутировавшие насекомые, утратившие сапиенс хомо, брАчащиеся йогУрты или еще какая мерзость — вроде бы что-то такое было, а может и нет, врать не буду, очень давно читал. Ну и, короче, в западном городе разразилась эпидемия болезни, лекарство от которой есть только в Бостоне, и туда послали приговоренного к смерти байкера — если привезет, оправдают.Ах да, мотоцикл в киноадаптации все-таки есть!
Александр Руденко: Ядерная мелодрама: Какому-то очкарику, бродящему по палеонтологическому музею, постоянно попадается на глаза девушка, потому что кроме них взрослых в музее нет — мамонтами и археоптериксами интересуются лишь дети. Знакомятся. Она официантка и они добазариваются встретиться у кафе по окончании ее смены, в 12 ночи. Покурив, он ставит будильник, но ворона,схватившая в клюв его окурок, сжигает свое гнездо, устроенное на кабелях, и дом погружается во тьму. Подобные фатальные случайности будут преследовать персонажей весь фильм. Чувак просыпается на три часа позже, едет в кафе, там на него смотрит волком другая официантка, свидетельница того, как ее напарница тщетно торчала на улице два часа. Узнав телефонный номер, он выходит на улицу, чтоб позвонить, как вдруг в телефонной будке раздается звонок и взволнованный голос абонента, полагавшего, что он дозвонился своему отцу в другой штат, сообщает, что они только что запустили ракеты на СССР, уже ничего не поделаешь и через час последует ответный удар.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Письма мертвого человека ": Первый полнометражный фильм Константина Лопушанского производит двойственное впечатление. Он одновременно зрелищен и одновременно несмотрибелен. Как апокалиптическое видение – он производит очень сильное впечатление и потому прекрасен. Режиссером создается страшная, безысходная атмосфера, она убедительна и беспощадна, она завораживает. И очень органичен главный герой, великолепно сыгранный Роланом Быковым, – старый ученый, лауреат Нобелевской премии, который пишет то в собственном сознании, то на бесполезных листах бумаги письма пропавшему где-то сыну, с которым у него давно испорчены отношения. На руках у него умирает от радиации жена, сам он ютится в катакомбах музея, видимо, антропологического, а снаружи рвутся атомные бомбы, шевелятся в грязи люди в противогазах, а власти (их представители ходят в таких же нелепых противогазах, но зато с оружием в руках) как-то пытаются урегулировать тотальный хаос.
Мор: Рецензия на фильм "Военная игра": Еще одна псевдодокументальная реконструкция от Уоткинса, автора великолепного "Парка наказаний". Планировалось, что фильм про то, как британцы сражаются с последствиями ядерных ударов СССР, будет показан по тв, однако ознакомившись с его содержимым, BBC показывать его не стало. Это не помешало фильму завоевать Оскар за документальное (!) кино, хотя ничего подобного показанному в фильме в реальности не происходило. Почему кино удостоилось такого внимания, ответить просто. Причиной тому скрупулезность и невероятная увлеченность Уоткинса, сделавшего нереальное близким, страшным и реальным. Мне Уоткинс вообще кажется если не богом, то настоящим мастером псевдодокументалистики. Его опыты и их масштаб поражают.
Мор: Рецензия на фильм "Кафе Плоть": В связи с постапокалиптической темой на Экранке посмотрела "Cafe Flesh" из списка. Оказалось, что это довольно древний "эстетский" порнофильм вроде "За зеленой дверью", однако не такой декадентский и более изобретательный. Т.к. нормальные фильмы я посмотреть не успела, придется отдуваться так. В "Кафе Плоть" есть история, и она такова — после ядерной катастрофы люди разделились на сексуально "положительных" и "отрицательных". Отрицательные не могут заниматься сексом, прикосновения к другим причиняют им только боль, хотя желания никуда не исчезли. Они могут только приходить в кафе "Плоть" и смотреть сексуальные спектакли, которые ставят "позитивы" и мутанты. И вот в это кафе, тусовочное место, место оргий и театра, попадает классическая пара "суровый мужчина"/"хорошая девушка с фантазиями".
Феликс Зилич: Рецензия на фильм "Паника в нулевом году ": Про что? Семейство Болдуинов возвращались домой с загородного пикника, когда на горизонте неожиданно что-то вспыхнуло, а радио испуганным голосом сообщило о начале Третьей Мировой. Лос-Анджелеса больше нет, Нью-Йорка больше нет, Бостона больше нет. Но Гарри Болдуин был тертым малым, поэтому сразу развернул машину и отправился в ближайший населенный пункт. Там он купил мешок муки, мешок риса и ящик патронов, после чего порулил в ближайшие горы делать в пещерах настоящее “гнездо параноика”, где можно было бы пару месяцев держать качественную борону.В чем фишка? “Паника нулевого года” – первый культовый фильм для любого ганофила-выживальщика.Впервые в истории жанра “пост-апокалиптик” зрителю не стали ездить по ушам с интеллигентскими воплями, а неторопливо и рассудительно показали что нужно делать в случае Большого Пиздеца.
Феликс Зилич: Рецензия на фильм "Америка-3000 ": Про что? 3000 год. После Третьей Мировой человечество вернулось в каменный век и восстановило матриархат. Бывшая территория Штатов представляет отныне союз племен, власть в котором принадлежит воительницам-амазонкам. В этой реальности женщины окончательно превратили мужчин в рабов, поделив их на три прикладные категории – “производителей”, “мачо” (рабочий скот) и “игрушек” (кастрированные прислужники с отрезанными языками).“Производитель” Корвис сбегает из рабства, cобирает войско из себе подобных и поднимает восстание в штате Колорадо. Умение читать по-английски (пусть хреново и по слогам) помогает Корвису найти тайный правительственный схрон, а в нем склад с огнестрельным оружием и мануалы о том, как этим оружием пользоваться.В чем фишка?