Наш соавтор и друг Дмитрий Савочкин написал постмодернисткий роман о шахтерском безумии "Марк Шейдер". Роман стал бестселлером. Покупайте "Марк Шейдера" в книжных магазинах Петербурга и Москвы! Покупайте "Марк Шейдера" через интернет-магазин OZON! :) Ну, а мы в связи с изданием литературного труда, над которым Дима Савочкин корпел пять лет, решили посвятить данный выпуск "Экранки.ру" фильмам о шахтерах.
Мор: Старый-добрый слэшер: Двадцать лет назад в одном городке в шахте произошел обвал, потому что два контролера забили на свои обязанности и отправились на вечеринку в честь дня Святого Валентина. В результате рванул метан, завалило пять человек, и спустя шесть недель одного из них, Гарри Уордена, откопали. Он окончательно спятил, перекусывая мясом мертвых товарищей, и был помещен в психиатрическую клинику. Долго он там не задержался, надел противогаз, взял в руки кирку — и сначала убил охочих до развлечений контролеров, а затем и всех, кто попадался ему на пути. Все чертовы весельчаки должны отправиться в ад, делу время, потехе — час. После этой кровавой бани Уордена поймали, а вечеринки на всякий случай отменили.
Мор: Адская херня: В шахте случился обвал, и выжил только один. Но шахтеры-мертвецы погибли не сами — Гарри Уорден забил своих товарищей насмерть, а затем превратил больницу, куда его поместили, в круг ада. Разорванные пополам тела валяются тут и там, убийца-шахтер на свободе! !drama! В это время группа молодых ребят и девушек празднуют день Св.Валентина прямо в шахте, и все они сдохнут в муках кроме Сары и Тома, спасенных местным шерифом. Том, не выдержав такого расклада, сбегает из города. Спустя десять лет он возвращается, чтобы узнать, что Сара стала женой нового шерифа, а убийца опять взял в руки кирку. В духе нового времени убийца не просто убивает людей, но и издевается на ними, и никакая вечеринка тут ни при чем.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Большая жизнь": Молодой режиссер Луков, молодой писатель и сценарист Нилин и молодой композитор Богословский, проталкивая идеи советского государства, одновременно воспели шахтерство. Пожалуй, этот фильм – самый лучший и самый поэтический миф о шахтерах, созданный в СССР. Причем поэзия такая народная, ясная. Простой хорей без выебонов. Отличная драматургия, множество перипетий, событий и человеческих типажей, большинство которых сейчас вроде бы кажутся шаблонными: тяжелый, но осознанный труд на шахте; народное ликование и восторг перед достижениями своих односельчан; портреты ударников красуются наравне с портретами вождей; вредительство на шахте; заведующий шахты – бюрократ и крючкотвор Усынин; честный, заботящийся о людях и пытающийся их понимать парторг Хадаров, стоящий на ступеньку выше Усынина потому что парторг; творческое соревнование, рабочий азарт; переосмысление своей жизни.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Большая жизнь. 2 серия": Фильм был снят в 1946 году и сразу подвергся разгромной критике со стороны Сталина. Он лег на полку и пролежал там до 1958 года. Обвинения ЦК ВКП(б) сводились к следующему: название не соответствует тому, что показано на экране. Должны были показать действительно "большую жизнь" — восстановление всего Донбасса, а не одной шахты. Восстановление ведется при помощи исключительно ручного труда, безо всякой механизации: получается смешивание эпох, будто действие происходит после Гражданской войны. А это в корне неверно. Идеализируется грубая физическая сила. Да к тому же как это вообще может происходить восстановление, когда война еще не закончилась? Кроме того, личному в фильме придается больше внимания, чем общественному.
Мор: Рецензия на фильм "Глухая шахта": Два шахтера устраиваются работать в нелегальную шахту, прихватив с собой третьего, которого выдают за родственника. Убив его, они инсценируют обвал и получают выплату от хозяина шахты за молчание, т.к. он не настроен оповещать власти и проводить расследование. Так они делают не один раз, меняя шахты и отправляя полученные деньги семьям, на обучение детей и содержание жен. Убийства становятся их способом заработать, так как за честный труд все равно платят копейки. Повеселившись на остаток, они находят нового компаньона. Им оказывается наивный, глуповатый мальчишка шестнадцати лет, который испортит им весь план и заставит проявиться скрытые человеческие качества. Отличное кино. Во многом за счет того, что фильм не делает акцент на нищете шахтеров или убожестве их быта, а просто снимает, как есть.
Владимир Гордеев: Искупление вины: Во второй серии "Большой жизни" персонаж по имени Макар Ляготин искупал вину, нанесенную своим согражданам-шахтерам в первой серии фильма. Леониду Лукову, постановщику этой картины, тоже пришлось искупать вину, – вторая серия "Большой жизни" была подвергнута партийной обструкции и залегла на полку. И вот в 1950-м году Луков снял "Донецких шахтеров". Композитора Николая Богословского, которому досталось за "кабацкую меланхолию", Луков не стал приглашать на свой новый проект, его заменил Тихон Хренников. К Хренникову у руководства претензий не было никаких, более того, за музыку к фильму "В 6 часов вечера после войны", снятого в том же 1946 году, что и многострадальная вторая серия "Большой жизни", он получил Сталинскую премию II степени.
Мор: Шарлиз Терон в борьбе за права женщин-шахтеров: Муж Джози Эймс бьет ее, поэтому в какой-то момент женщина не выдерживает, забирает двоих детей и отправляется к родителям. Там ей не рады — традиционно настроенные мать и отец считают, что могла бы и потерпеть. Джози терпеть не собирается, устраивается на работу в шахту (наземная добыча) и впервые в жизни начинает зарабатывать нормально. Однако за зарплату ей приходится не только трудиться, но и выносить издевательства разного быдла, из которого шахтерский мужской коллектив состоит чуть более, чем полностью. Женщин на шахте немного, и все они подвергаются насмешкам, сексуальным домогательствам и попросту мерзостям. К примеру, раздосадованные, что женщины занимаются "мужской работой" шахтеры вполне могут подрочить на одежду в шкафчике коллег, написать говном в туалете "шлюхи" или запереть женщину-водителя в биотуалете, затем перевернув его.
Владимир Гордеев: Жестокие пробы: "Жерминаль" – седьмой месяц республиканского календаря, существовавшего с 1793 по 1803 года. Это весенний месяц, когда земля начинает давать первые ростки. Роман Эмиля Золя "Жерминаль", по которому снят фильм, стал первым в истории литературы романом, где широко отображается классовая борьба. В центре повествования – шахта Монсу, находящаяся на севере Франции. Клод Берри живописует мрачный быт рабочего поселка Двести Сорок. В этом плане он последователен, – Золя стоял у истоков литературного натурализма. Адский труд за гроши. Бедность как единственная, к тому же специально насаждаемая форма жизни. Эмпансипация как она есть – в шахте вкалывают мужчины, женщины и дети. В центре повествования семья Маэ.
Мор: Шахтер в балетной пачке: Фильм, который доставил мне массу удовольствия своей легкостью, смешанной с правдой жизни, множеством затронутых тем, актерскими работами и общим изяществом. Дело происходит в Англии времен Тэтчер. Шахтеры начинают эпические столкновения с властями, находясь в перманетной стачке и затевая схватки с полицией. Тэтчер им не уступает, объявляя "внутренними врагами". Отец и брат Билли активно участвуют в событиях, обстреливая помидорами и яйцами автобусы с ренегатами, но сам пацан еще слишком мал, ему одиннадцать, и он борется с другими вещами — старается не выглядеть слабаком во время занятий боксом. Как-то половину зала отдают балетному классу миссис Уилкинсон, потому что первый этаж разгромили, и Билли понимает, что бокс его интересует гораздо меньше, чем серии из разнообразных па.