Режиссер:
Майкл Андерсон, Джон Фэрроу. Сценарий: Джон Фэрроу, Джеймс По, С.Дж.Перельман (по одноименному роману Жюля Верна), Оператор: Лайонел Лондон, Композитор: Виктор Янг.
Награды: 5 "Оскаров" — лучший фильм, адаптированный сценарий, оператор, монтаж, композитор. "Золотой глобус" — лучший фильм (драма), лучший актер в комедии или мюзикле — Кантинфлас. National Board of Review, USA — лучший фильм. Writers Guild of America, USA — лучший сценарий для американской комедии..
Интересные факты о фильме:
Именно этот фильм способствовал популярности камео.
Продюсеру фильма Майклу Тодду таиландский король лично одолжил баржу.
Второй фильм, в котором использовалась технология "Todd-AO" (фильм снимается на 65-миллиметровую пленку, потом переводится на 70-миллиметровую).
Фильм поставил рекорд по количеству задействованных животных и рекорд по количеству специально сшитых для съемок костюмов (34685). Всего же использовалось 74685 костюмов.
Съемочная группа преодолела 4 000 000 миль. Съемки велись в 13 странах, было задействовано 68 894 статистов. Для съемок было построено 140 декораций на 6 голливудских киностудиях, одной английской, одной гонконгской и одной японской.
"Вокруг света" стал третьим широкоформатным фильмом, который получил "Оскара" за лучший фильм года.
Продюсеру пришлось выдержать два судебных процесса из-за обвинения в плагиате (мол, заглавная песня украдена).
В нью-йоркском кинотеатре Rivoli фильм показывали три года подряд, без перерыва на обед.
Фильм обошелся в 6 млн.долларов (хотя первоначальная смета была 3 миллиона), а собрал 42 миллиона.
После победы на оскаровской церемонии Майкл Тодд закатил грандиозную вечеринку, куда пригласил 18 000 человек.
Эта экранизация Жюля Верна особенно обласкана вниманием критиков (об этом говорят 5 "Оскаров", в том числе за лучший фильм, и 2 "Золотых глобуса", в том числе за лучший фильм в жанре драма, хотя, на самом деле, это комедия). Фильм пользовался огромным зрительским успехом. Должен доложить после внимательного просмотра, что восторги и большие кассовые сборы абсолютно заслуженны. На мой взгляд, это вообще лучшая экранизация текстов Жюля Верна.
В самом начале режиссеры Майкл Андерсон и Джон Фэрроу предоставляют зрителю возможность увидеть практически полностью фильм Жоржа Мельеса 1902 года "Путешествие на Луну", благо, что идет он всего 8 минут и к тому же является экранизацией одноименного романа Жюль Верна. Какой год, такая и экранизация. После демонстрации этого фильма, экран невиданно расширяется как по горизонтали, так и по вертикали, и нам показывают старт настоящей космической ракеты. Все это сопровождается вступительным словом о творчестве Жюля Верна, человека, предсказавшего космические корабли, подводные лодки, вертолеты и многое другое, в том числе — электрический стул. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что "Вокруг света за 80 дней" снимался в те губительные для Голливуда годы, когда права диктовало телевидение, и киномагнатам пришлось вступить в жесткую конкуренцию, придумывая фишки, недоступные для отображения на голубых экранах. Показывая прогресс (фильм Мельеса, как верно замечено, снят фантазером, который абсолютно не верит в возможность полета на Луну), постановщики "Вокруг света" наглядно демонстрируют возможности широкого киноэкрана, по сравнению с которыми децельный экран телевизора — каменный век. В дальнейшем погода не изменится: фильм неизменно будет поражать яркими красками, масштабом, гигантскими массовками, насыщенностью и разнообразием жизни внутри кадра.
Филеас Фогг, заключивший пари с другими членами снобского клуба, с фантастической самоуверенностью отправляется в кругосветное путешествие, обещая осуществить его за 80 дней. Экранизация абсолютно аутентична тексту. Глядя фильм, непроизвольно сравниваешь его с экранизацией 2004 года, и счет не в пользу последней. Все-таки современное кино портит явная избыточность спецэффектов и тупой юмор. Фильм 1956 года отличается реалистичностью, трюками, в которые веришь, и благородной иронией, которой нынче не сыскать, потому что современный кинематограф ориентируется исключительно на подростков, а кроме того, отравлен постмодерном.
Андерсон и Фэрроу подтрунивают над нациями, превращая клише в неколебимую истину. Здесь проявляется интернационализм фильма. Англичане — придурковатые снобы и надутые империалисты, американцы — провинциальные хамы, индусы смешны в своем многовековом преклонении перед коровами и т.д.
Главные герои также выписаны с иронией (но и с любовью). При всей своей дуболомной чопорности Филеас Фогг — заядлый картежник и спорщик, к тому же привыкший загребать жар чужими руками (конкретно говоря, руками своего слуги Паспарту). "У него вообще были женщины?" — спрашивает индийская принцесса, спасенная лично Паспарту, но неизменно благодарящая за свое спасение Фогга (при его молчаливом согласии). "Одна женщина была точно, — отвечает Паспарту, сыгранный самым известным на то время мексиканским актером Кантинфласом. — Его мать". Паспарту, в свою очередь, бабник и любитель накатить. Принцесса (юная Ширли Маклейн) отличается неполиткорректной любовью к британской империи. Она же эту империю и разрушает, потому что сердце британской империи находится в снобском британском клубе, куда не допускаются женщины. А она, видите ли, туда входит. Остолбеневший метрдотель роняет поднос с шампанским и молвит: "Это конец". И действительно, это конец фильма. Яркого, захватывающего фильма, лучшей на сегодняшний день экранизации романов Жюля Верна.