Режиссер:
Станислав Сергеевич Говорухин. Сценарий: Станислав Говорухин (по роману Жюля Верна "Дети капитана Гранта"), Оператор: Тимур Зелма, Композиторы: Игорь Кантюков, Максим Дунаевский.
В главных ролях: Николай Еременко-младший, Лембит Ульфсак, Владимир Гостюхин,. В ролях: Александр Абдулов, Владимир Смирнов, Тамара Акулова, Марина Влади, Борис Хмельницкий, Руслан Курашов, Галина Струтинская, Анатолий Рудаков, Костя Цонев.
Фильм повествует о том, как храбрый англичанин лорд Гленарван на свой страх и риск снаряжает экспедицию по поискам шотландского националиста капитана Гранта, отправившегося основывать Новую Шотландию, но пропавшего где-то на 37 градусе южной широты.
С этого многосерийного советско-болгарского фильма началось мое увлечение творчеством Жюля Верна. Премьерный показ состоялся, насколько я помню, осенью 1985 года, когда я пошел в первый класс. Потом отыскался роман "Дети капитана Гранта" (впервые опубликованный в 1867 году), потом другие романы, и на полтора года я ушел в мир "Необыкновенных путешествий" Жюля Габриеля Верна. Сейчас могу утверждать, что Верн — идеальный детский писатель с исключительной верой в прогресс и силу человеческого разума. То, что он был по сути первым писателем-фантастом, кажется мне второстепенным фактором, тем более, что я отдавал предпочтением "реалистичным" приключенческим романам Верна, а не фантастическим типа "20 000 лье под водой", "Робур-завоеватель" или "Полет на Луну" (хотя, например, сейчас с удовольствием посмотрел бы экранизацию "Необыкновенных приключений экспедиции Барсака", романа, дописанного сыном писателя Мишелем Верном. При удачном стечении обстоятельств могла бы получиться неплохая антиутопия с африканским колоритом).
Так вот, надыбав все 7 серий "В поисках капитана Гранта", я пересматривал фильм в течение недели. Конечно, восприятие уже не то. Технически фильм устарел, по сравнению с лучшими современными приключенческими фильмами трюки и спецэффекты смотрятся не ахти.
Что занятно, и обогащает фильм, Станислав Говорухин ввел в фильм моменты из жизни Жюля Верна (писатель сочиняет главы "Детей капитана Гранта" как бы при зрителе).
Но настолько режиссер хотел "приключений", что вспомнил о существовании такой разновидности приключенческого жанра, как вестерн. Третья и четвертая серии — чистой воды вестерн, но вестерн советский. А понапридумывал Говорухин таких сюжетных ходов, каких и в романе-то не было. Причем, бросается в глаза, что индейцы племени почему-то говорят по-русски (в отличие от индейца-одиночки Талькава, говорящего на португальском и выкрикивающего лишь общеиндейское "хайя!", обозначающее непонятно что), а самое главное, что эти южноамериканские индейцы выглядят как североамериканские, и томагавки их сделаны из закаленной стали. Это был ответ русского Чемберлена и Южной Америке, и Северной. Отплакались Новому Свету слезки индейцев с обоих сторон экватора. Фильм эклектичен, в отличие от романа. Но, тем не менее, это хорошая экранизация. Потому что Говорухину удалось передать гуманизм героев, их позитивизм, нравственную чистоту. Мораль в фильме столь же ненавязчива, как и в романе. Ну и, сохранен дух приключений (во многом благодаря потрясающей музыке И.Дунаевского, взятой из "Детей капитана Гранта" 1936 года).
"Дети капитана Гранта", по моему скромному мнению, лучший роман Жюля Верна. Мое мнение разделяли советские кинематографисты. И поистине удивительно, что за бугром сделали штук пять экранизаций "20 000 лье под водой", уйму экранизаций "Таинственного острова", пачку экранизаций "Путешествия к центру Земли" и не сделали ни одной экранизации "Детей капитана Гранта"…