Режиссер:
Карел Земан. Сценарий Карел Земан, Франтишек Грубин, Милан Ваха по роману Жюля Верна "Флаг Родины", операторы Антонин Горак, Бронислав Пикгарт, Иржи Тарантик, композитор Зденек Лишка, продюсер Зденек Новак.
В главных ролях: Любор Токош, Эрнст Навратил, Яна Затлокалова, Мирослав Голуб. В ролях: Франтишек Черны, Вацлав Кизлинк, Франтишек Шлегр, Отто Шиманек.
Награды:
1959 — Государственная премия К. Готвальда; премия чехословацкой кинокритики; премия французской кинокритики; премия французской Киноакадемии "Хрустальная звезда" 1958 — Гран-при на кинофестивале Всемирной выставки в Брюсселе.
Интересные факты о фильме:
Комбинация анимированных и натуральных съемок.
Анимированные съемки — ожившие рисунки в стиле иллюстраций к оригинальным романам Жюля Верна.
Анимация сделана методом Stop-motion, названном здесь "Мисти-мэйшн", который потом использовался многими (в т.ч. современными) режиссерами.
Предтеча стимпанка, одной из разновидностей пост-киберпанка.
Фильм был номинирован в 1962 г. на знаменитую американскую фантастическую премию "Хьюго" за лучшую постановку.
Это первый фильм Земана по Жюлю Верну (всего их было три) — и самый, по моему мнению, неудачный. А неудачный он вот почему.
Жюль Верн вообще довольно занудный писатель. Начало большинства его романов захватывает: чуваки попадают вдруг на Луну, или мимо Земли пролетает, скажем, комета и захватывает с собой северную Африку — и шакалы там прыгают как кенгуру, а чувак, который только-только собрался устроить дуэль с другим чуваком, остается один, и не знает, что ему делать в подобных не самых стандартных обстоятельствах. Потом роман превращается в учебник по физике (при изначальных некорректных условиях), и все действия, которые в нем происходят, направлены исключительно для иллюстрации, например, изменившегося тяготения, или каких-то новых оптических эффектов, или теорий Жюля Верна по общественному обустройству.
Поэтому фильм, поставленный почти целиком по этому писателю (по крайней мере, сохраняющий фабулу) смотреть будет невозможно. Ну кому, например, интересно будет смотреть путешествие на корабле длительностью несколько месяцев? То же самое свойство есть у другого знаменитого писателя (писталея), который и у меня, и у Сладкой N. чем-то ассоциируется с Жюлем Верном — Майн Рида. Его сцены боев с индейцами или ограбления поезда великолепны — но описания миллиона видов гималайских растений или животных, занимающие по несколько страниц, читать решительно невозможно — если не успеть прочесть в детстве, когда мы глотали вообще все, что угодно. Что можно сказать о нынешнем Майн Риде или Жюле Верне офисному чуваку, жизнь которого расписана по минутам, лучше себе и не представлять.
Фильм Земана поставлен строго по "Флагу Родины". Я смотрел этот фильм, когда был на больничном и лежал на диване. Я реально болел. Некоторые фильмы приносят облегчение, а некоторые навевают сон — причем я бы не сказал, что сон тяжелый и тревожный, эти фильмы тоже полезны — начнешь их смотреть и потом всю ночь спишь, если кто не разбудит. В общем, этот фильм отлично навевает сон, я рекомендую его всем больным — примерно как "Ложное движение" Вендерса.
Поначалу смотреть его интересно. Словно бы гравюры из изданий девятнадцатого века ожили и стали двигаться. И сделано все это так, что двигаются они не как в мультике, а как в настоящем кино. В искусстве стилизации Земану не откажешь. Вот двигаются они, двигаются, мы видим дирижабли, молнии, веру в прогресс человеческой науки, циклопические сооружения и самодвижущиеся механизмы — в общем, отличный, прямо-таки архетипический стимпанк (или, для тех, кто говорит "мокроступы" и "спиномешки" вместо "галош" и "рюкзаков" — паропанк). Любой Лавкрафт рядом с Земаном отдыхает. Молодой ассистент презжает к сумасшедшему рассеянному ученому (еще один архетип, который тогда был не суперраспространен) и тусуется в его лаборатории. Все очень по меркам девятнадцатого века по-модернистски. Приезжают пираты, которые его похищают и везут на свой остров, причем ассистента почему-то тоже везут с собой и нефига зачем-то не убивают. Бизнес этих пиратов таков: они нападают на беззащитные корабли с помощью подводной лодки, топят их (на кадре из фильма как раз показан этот момент) и воруют оттуда сокровища с помощью водолазов. Ассистент открывает глаза профессору на подлую сущность пиратов и смывается с ним как-то и посылает письмо в бутылке, привязанной к воздушному шару, тусуется со спасателями, бои подлодок и т.д. и т.п.
К сожалению, кроме атмосферы и оживших картинок там ничего нету. Все это так скучно, без драйва, с кадрами, иллюстрирующими подводный мир, с отсутствием логики злодеев и героев, свойственными Жюлю Верну, что смотреть скучно. Я не помню, чем закончился этот фильм, не досмотрел совсем немного — но точно понял, что там был хэппи-энд, — хотя спал крепко, пока не пришла Сладкая N. и не разбудила меня.