ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Дьяволицы / Les Diaboliques / Diabolique (1955)


Дьяволицы
Средняя оценка: оценка: 4.5
1955. Франция. 114 минут.
Жанр: нуар.

Режиссер: Анри-Жорж Клузо.
Сценарий Жером Жероними, Анри-Жорж Клузо, Фредерик Грендель, Рене Масон по роману Пьера Буало и Тома Нарсежака "Та, которой не стало",
оператор Арман Тирар,
художник Леон Барсак,
монтаж Мэделин Гюг,
композитор Жорж Ван Пари,
директор Луи де Мазур,
продюсе.

В главных ролях: Симона Синьоре, Вера Клузо, Поль Мёрисс.
В ролях: Шарль Ванель, Жан Брошар, Пьер Ларкё, Мишель Серро и др..

Награды:
1956 — специальный Эдгар лучшему зарубежному фильму — Награда Эдгара Алана По
1955 — Лучший фильм на иностранном языке — New York Film Critics Circle Awards
1954 — Prix Louis Delluc (Анри-Жорж Клузо).

Интересные факты о фильме:


  • Фильм более известен как "Дьяволицы" ('Les Diaboliques'), хотя шел в прокате и под альтернативным названием 'Diabolique' ("Дьяволица"). Оба названия оправданы.
  • Чтобы предотвратить массовое спойлерство, после слова 'FIN' ("конец") на экранах появлялась надпись:
    Ne soyez pas
    DIABOLIQUES !
    Ne détruisez pas l'intérêt que pourraient
    prendre vos amis à ces film.
    Ne leur racontez pas
    ce que vous avez vu.

    Merci pour eux.
    , что можно перевести как "Не уподобляйтесь ДЬЯВОЛИЦАМ! Не лишайте удовольствия ваших друзей, которые могут проявить интерес к этому фильму. Не рассказывайте им то, что вы видели. Спасибо вам от их имени".
  • Права на роман Буало-Нарсежака, по которому снят фильм, хотел приобрести Альфред Хичкок, но опоздал всего на несколько часов. В утешение Буало и Нарсежак специально для Хичкока написали роман 'D'Entre les Morts' ("Из мертвых"), по которому тот снял фильм "Головокружение" ('Vertigo') (1958 г).
  • Этот фильм заставил зрителя пугаться ванны, как пять лет спустя фильм Хичкока "Психоз" — душа. Подробнее об этом см. один из фактов о "Психозе".
  • Городок, куда едут главные героини фильма — Ньор — родной город режиссера.

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Спойлер к коану

Дьяволицы оценка: 4.5

Фильм "Дьяволицы" — кажется, гораздо менее известен (несправедливо), чем "Психоз" Хичкока. А между тем Хичкок совершенно очевидно снял свой фильм под влиянием этой кинокартины Клузо. Об этом говорит и то, что Хичкок хотел купить права на этот роман, но Клузо его опередил; и то, что Хичкок в "Психозе" очень старался, чтобы зрители и съемочная группа не рассказывали никому сюжета фильма; и сама идея фильма, финал которого ставит все с ног на голову. Кроме того, согласно некоторым статьям, единственным своим соперником а вопросе обладания эфемерным титулом "Короля Саспенса" Хичкок считал именно Клузо. А это о чем-то да говорит.

Финал "Дьяволиц" при этом обеспечивает гораздо более капитальный сдвиг сознания, нежели финал "Психоза". Здесь действительно важно не раскрывать финал фильма: все держится на тонкой грани: любая дополнительная информация о сюжете уже может быть спойлером. Это как разгадка коана, которую можно найти после того, как мастер отсек тебе палец или прищемил дверью ногу: для меня спойлером явилось высказывание Сладкой N. (когда я просмотрел полчаса фильма), в котором по существу сказано не было ничего. Так, однажды на математической олимпиаде я подглядел у своего главного конкурента Андрея Говорова начало решения задачи: "Предположим, что это неверно" (начало доказательства от противного). В голове я сам несколько десятков раз начинал так свои рассуждения, но, увидев эту фразу у Андрея, мгновенно задачу решил и олимпиаду выиграл (у него самого, надо сказать, решение было неправильным). Так и здесь. Так и здесь. Прочтите этот абзац после получаса просмотра, и вы поймете, что только что прочли спойлер.

"Психоз" обладает тем же качеством (финал важно не раскрывать). Но при этом, во-первых, финал "Психоза" более очевиден, а, во-вторых, указанное качество — не единственное, но главное достоинство фильма. В "Дьяволицах" же оно — одно из нескольких равных. Эти равные качества — прекрасно показанная атмосфера — несколько атмосфер — частной школы; маленького городка и его обитателей (буквально несколько кадров); и — да — в какой-то (нужный) момент атмосфера страха (скорее, саспенса); кроме того, это ценное историческое свидетельство: помимо голой детективной схемы, в фильме представлено течение жизни как она есть, тут есть чувство исторического момента.

Помимо всех этих дополнительных достоинств, фильм обладает каким-то трудно вербализуемым благородством. Может, это такая эпоха. Может, благородства фильму придает старина. Некоторые вещи, например, не принято было делать — не выполнять обещаний, скажем. Вот Хичкок: он при съемках "Психо" просит актеров поднять вверх правую руку и дать обещанье не раскрывать сюжета (правда, уже не доверяя съемочной бригаде, он не показывает им всего сценария до самого момента съемки); а вот Клузо — наивная в наше время просьба к зрителям в финальных титрах (см. интересные факты о фильме). Такое доверие к людям — не признак ли благородства, а.

Сравните с современной кутерьмой по поводу очередного Гарри Поттера, который тоже берегли-скрывали, да вот нашелся ушлый человек, сфотографировавший все странички под столом; или вот еще можно вспомнить анекдотическую ситуацию с творением Виктора Пелевина. Такое время: людям не доверяют, и им приходится воровать тексты/фильмы. Что поделаешь, Калиюга.

В фильме много мрачного юмора, от которого не смешно, а просто получаешь удовольствие. Последняя шутка — высшей пробы. Она снова, кажется, переставляет все с ног на голову, а потом понимаешь, что не переставляешь, но, привыкнув к переставлениям, это непереставление парадоксально становится снова переставлением, если вы понимаете, о чем я.

Из метаинформации, т.е. информации о фильме, а не о его содержании, можно сказать еще, что этот фильм — второй, в котором снялся Мишель Серро. Интересно, что первый его фильм (не считая телепроекта 'Zamore') назывался "Вакханки", которые, в общем, если напьются, конечно, тоже сущие дьяволицы.

Больше ничего сказать нельзя, чтобы не уподобляться ДЬЯВОЛИЦАМ.

Пожалуй, только вот что: хорошо, что Хичкок не успел купить этот роман.

(15.03.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: