Режиссер:
Анри-Жорж Клузо. Сценарий Жером Жероними, Анри-Жорж Клузо, Фредерик Грендель, Рене Масон по роману Пьера Буало и Тома Нарсежака "Та, которой не стало", оператор Арман Тирар, художник Леон Барсак, монтаж Мэделин Гюг, композитор Жорж Ван Пари, директор Луи де Мазур, продюсе.
В главных ролях: Симона Синьоре, Вера Клузо, Поль Мёрисс. В ролях: Шарль Ванель, Жан Брошар, Пьер Ларкё, Мишель Серро и др..
Награды:
1956 — специальный Эдгар лучшему зарубежному фильму — Награда Эдгара Алана По 1955 — Лучший фильм на иностранном языке — New York Film Critics Circle Awards 1954 — Prix Louis Delluc (Анри-Жорж Клузо).
Интересные факты о фильме:
Фильм более известен как "Дьяволицы" ('Les Diaboliques'), хотя шел в прокате и под альтернативным названием 'Diabolique' ("Дьяволица"). Оба названия оправданы.
Чтобы предотвратить массовое спойлерство, после слова 'FIN' ("конец") на экранах появлялась надпись:
Ne soyez pas DIABOLIQUES ! Ne détruisez pas l'intérêt que pourraient prendre vos amis à ces film. Ne leur racontez pas ce que vous avez vu. Merci pour eux.
, что можно перевести как "Не уподобляйтесь ДЬЯВОЛИЦАМ! Не лишайте удовольствия ваших друзей, которые могут проявить интерес к этому фильму. Не рассказывайте им то, что вы видели. Спасибо вам от их имени".
Права на роман Буало-Нарсежака, по которому снят фильм, хотел приобрести Альфред Хичкок, но опоздал всего на несколько часов. В утешение Буало и Нарсежак специально для Хичкока написали роман 'D'Entre les Morts' ("Из мертвых"), по которому тот снял фильм "Головокружение" ('Vertigo') (1958 г).
Этот фильм заставил зрителя пугаться ванны, как пять лет спустя фильм Хичкока "Психоз" — душа. Подробнее об этом см. один из фактов о "Психозе".
Городок, куда едут главные героини фильма — Ньор — родной город режиссера.Версия для печати
Фильм "Дьяволицы" — кажется, гораздо менее известен (несправедливо), чем "Психоз" Хичкока. А между тем Хичкок совершенно очевидно снял свой фильм под влиянием этой кинокартины Клузо. Об этом говорит и то, что Хичкок хотел купить права на этот роман, но Клузо его опередил; и то, что Хичкок в "Психозе" очень старался, чтобы зрители и съемочная группа не рассказывали никому сюжета фильма; и сама идея фильма, финал которого ставит все с ног на голову. Кроме того, согласно некоторым статьям, единственным своим соперником а вопросе обладания эфемерным титулом "Короля Саспенса" Хичкок считал именно Клузо. А это о чем-то да говорит.
Финал "Дьяволиц" при этом обеспечивает гораздо более капитальный сдвиг сознания, нежели финал "Психоза". Здесь действительно важно не раскрывать финал фильма: все держится на тонкой грани: любая дополнительная информация о сюжете уже может быть спойлером. Это как разгадка коана, которую можно найти после того, как мастер отсек тебе палец или прищемил дверью ногу: для меня спойлером явилось высказывание Сладкой N. (когда я просмотрел полчаса фильма), в котором по существу сказано не было ничего. Так, однажды на математической олимпиаде я подглядел у своего главного конкурента Андрея Говорова начало решения задачи: "Предположим, что это неверно" (начало доказательства от противного). В голове я сам несколько десятков раз начинал так свои рассуждения, но, увидев эту фразу у Андрея, мгновенно задачу решил и олимпиаду выиграл (у него самого, надо сказать, решение было неправильным). Так и здесь. Так и здесь. Прочтите этот абзац после получаса просмотра, и вы поймете, что только что прочли спойлер.
"Психоз" обладает тем же качеством (финал важно не раскрывать). Но при этом, во-первых, финал "Психоза" более очевиден, а, во-вторых, указанное качество — не единственное, но главное достоинство фильма. В "Дьяволицах" же оно — одно из нескольких равных. Эти равные качества — прекрасно показанная атмосфера — несколько атмосфер — частной школы; маленького городка и его обитателей (буквально несколько кадров); и — да — в какой-то (нужный) момент атмосфера страха (скорее, саспенса); кроме того, это ценное историческое свидетельство: помимо голой детективной схемы, в фильме представлено течение жизни как она есть, тут есть чувство исторического момента.
Помимо всех этих дополнительных достоинств, фильм обладает каким-то трудно вербализуемым благородством. Может, это такая эпоха. Может, благородства фильму придает старина. Некоторые вещи, например, не принято было делать — не выполнять обещаний, скажем. Вот Хичкок: он при съемках "Психо" просит актеров поднять вверх правую руку и дать обещанье не раскрывать сюжета (правда, уже не доверяя съемочной бригаде, он не показывает им всего сценария до самого момента съемки); а вот Клузо — наивная в наше время просьба к зрителям в финальных титрах (см. интересные факты о фильме). Такое доверие к людям — не признак ли благородства, а.
В фильме много мрачного юмора, от которого не смешно, а просто получаешь удовольствие. Последняя шутка — высшей пробы. Она снова, кажется, переставляет все с ног на голову, а потом понимаешь, что не переставляешь, но, привыкнув к переставлениям, это непереставление парадоксально становится снова переставлением, если вы понимаете, о чем я.
Из метаинформации, т.е. информации о фильме, а не о его содержании, можно сказать еще, что этот фильм — второй, в котором снялся Мишель Серро. Интересно, что первый его фильм (не считая телепроекта 'Zamore') назывался "Вакханки", которые, в общем, если напьются, конечно, тоже сущие дьяволицы.
Больше ничего сказать нельзя, чтобы не уподобляться ДЬЯВОЛИЦАМ.
Пожалуй, только вот что: хорошо, что Хичкок не успел купить этот роман.