В главных ролях: Бранко Джурич, Рене Битораджак. В ролях: Бранко Соваджович, Жоржес Сиатидис, Серж-Анри Валк, Саша Кремер.
Награды: "Оскар" — лучший иностранный фильм (Босния). Каннский кинофестиваль — приз за лучший сценарий. "Сезар" — лучший режиссерский дебют (Дэнис Танович) — премия им.Мелльеса. European Film Awards — лучший сценарий. "Золотой глобус" — лучший иностранный фильм. AFI Fest — Специальный приз жюри и приз зрительских симпатий. Brothers Manaki International Film Festival — "Бронзовая камера-300" за лучшую операторскую работу. Cottbus Film Festival of Young East European Cinema — приз зрительских симпатий и премия за лучший дебют от студенческого жюри. European Union MEDIA Prize — приз "MEDIA" — Дэнис Танович. Ft. Lauderdale International Film Festival — приз зрительских симпатий. High Falls Film Festival — приз зрительских симпатий. Joseph Plateau Awards — премия Жозефа Плату за лучший сценарий для бельгийского фильма. Motovun Film Festival — приз ФИПРЕССИ. Raindance Film Festival — премия жюри. Rotterdam International Film Festival — приз зрительских симпатий. San Sebastián International Film Festival — приз зрительских симпатий. Sarajevo Film Festival — приз зрительских симпатий и приз за лучший дебют (Танович). Satellite Awards — "Золотой сателлит" лучшему фильму на иностранном языке. São Paulo International Film Festival — приз зрительских симпатий.
А также стал лучшим фильмом по мнению (Синдиката французских кинокритиков, Las Vegas Film Critics Society, Los Angeles Film Critics Association, Ассоциации уругвайских кинокритиков)..
По каналу "Культура" как-то показывали "Ничью землю", антивоенный фильм, обласканный жюри известнейших фестивалей. Его было интересно посмотреть хотя бы для того, чтобы понять: снимает ли кто-то кино на Балканах кроме Кустурицы. Оказалось, да.
Действие картины крутится в и вне окопа, где после стычки очутились три бойца — два боснийских и один сербский, причем один из боснийцев лежит на мине и если пошевелится, раздастся взрыв. Помимо этих персонажей, в поле действия оказываются французские миротворцы от ООН и группа телевизионщиков от английского (вроде) телевидения.
Фильм сделан совершенно, казалось бы, безыскусно. Но в этой безыскусности — тончайший рассчет. Это совершенно доступное каждому уму, практически голливудское кино, сочные краски, широкий экран — и притом никакого визионерства, клоунского монтажа и эпилептической операторской работы. Персонажи, что называется, ходульные — ничего лишнего, ненужного основной идее фильма, в них нет. А основная идея повторяется два раза; второй раз, словно для особо тупых пожирателей реалити-шоу, в телекамеру ее повторяет журналистка: "Если ты занимаешь нейтралитет, если ничего не делаешь, значит, принимаешь одну из сторон".
Заканчивается фильм трагически. Местные жители (жители пока "ничьей земли") — все погибают. И тут первое отличие от голливудского кино: главные герои не могут донести пафосную мысль об ужасе и дебильности войны своим потомкам. Более того, они оказались мудаками. Вместо того, чтобы выжить и через двадцать лет, уже старперами, написать друг другу по емылу: "А помнишь, как мы, тогда в окопе… Вот дураками были!", они перестреляли друг друга. Ссыкливый старший офицер из войск миротворцев, боящийся огласки, оставляет боснийского бойца подыхать на мине. Французский сержант, старательно тащивший к окопу телевизионную бригаду, сапёра и, как следствие, притащившего ссыкливого старшего офицера, в конце концов исполняет свой "солдатский долг" и прикусывает язык по приказу командира. Самоуверенная, но подуставшая журналистка, типа рупор эпохи, не удосуживается заглянуть в окоп, дабы удостовериться, всё ли досказали телезрителям эти коварные военные.
В результате — все персонажи выглядят не людьми, но человечишками, обычными маленькими людьми, подверженными чему угодно, кроме чужеродных им приступов великодушия, здравомыслия и желания не только жить самому, но и дать жить другим.
Это действительно прекрасный (по-своему, впрочем, прекрасный фильм), который отрешенно свидетельствует о том, что прошли тысячелетия, а человек как был никем, так никем и остался — машиной по производству говна и смерти.
Владельцем же ничейной земли становится живой труп…