Режиссер:
Йос Стеллинг. Сценарий Йос Стеллинг, Ханс Хеесен по мотивам романа 'Broderveelde' ("Роскошь по-братски") Жан-Поля Франсена, оператор Гурт Гилтай, композитор Николя Пьовани, редактор Берт Райкеляйкхаузен, продюсеры Йос Стеллинг, Антон Крамер.
В главных ролях: Дирк ван Дайк. В ролях: Кеес Принс, Катя Схуурман, Эллен Тем Дамме, Анри Гарсэн, Хен Бервуц, Доминик Хорвиц, Пеер Маскини, Лени Бреедерфельд, .
Интересные факты о фильме:
В 1999 г. номинировался на "Золотого Тельца" Нидерландского кинофестиваля — лучшему актеру (Дирку ван Дайку) и за лучший сценарийВерсия для печати
Чем этот фильм достоин внимания — так это тем, что его можно считать голландским вариантом фильма "Облако-рай", который я считаю вообще лучшим ever.
Здесь тоже чувак приходит в кафе, где все его знают, и где он знает всех, и объявляет, что уезжает. Особых эмоций это не вызывает. Раздает подарки, пьет пиво, заманивает в кафе брата-не-то-чтобы-супер-но-звезду (на фото). Благодаря брату становится героем дня. Ну, и вечером там типа поезд. Но что дальше, я говорить не буду, для меня в финале была некоторая неожиданность, довольно красивая.
Однако этот фильм все-таки не такой хороший, как "Облако-рай". Но тоже очень хороший. Но не такой. И причин тому несколько.
Во-первых, он нерусский. В фильме Стеллинга мы видим, что у европейцев тоже бывает невыразимая темная немота и глоссолалия обыденного существования, от которого тоска берет за горло; но то ли невыразимая немота одолела режиссера, то ли русский немца никогда не поймет, но эта немота не так очевидна нашему зрителю. Да атмосферы тут, собственно, нет, вот в чем дело; все, что происходит — происходит в кафе, и об убогости жизни мы можем догадываться лишь по косвенным признакам.
Во-вторых, он слишком продуманный. Шедевр Досталя родился во многом случайно, его сценарий выглядит иногда довольно раздолбайски, он простой, но бьет в самую точку; а сценарий этого фильма довольно сложен, и видно, что продуман. Однако для того, чтобы выразить невыразимую темную немоту и прочая, нет никакой необходимости делать сложный сценарий. Сложность здесь только затемняет смысл.
В-третьих, он более глобальный. То есть это, вообще говоря, развитие темы, предложенной Досталем. Это могло бы быть второй серией "Облака-рая". Получилось бы интересное рондо: тот же самый мотив, только с усилением. Это было бы адекватное продолжение фильма, он обрел бы дополнительную глубину, в отличие от (как говорят, я не смотрел) дебиловатого досталевского же "Коля-Перекати Поле". Но глобальность эта налагает дополнительные обязательства на того, кто берется за тему. Глобальная тема, снятая в локальном месте (один день в кафе), порождает когнитивный диссонанс, такой легкий, что осознается только в процессе написания рецензии.
Однако в целом фильм все-равно отличный. Дирк ван Дайк не зря номинировался на "Золотого Тельца" — и не зря его не получил.