Режиссер:
Барри Зонненфельд. Сценарий: Эд Соломон по комиксу Лоуэлла Каннингема, Грим: Рик Бейкер, Дэвид ЛеРой Андерсон, Художественная постановка: Бо Уэлш, Шерил Каразик, Музыка: Дэнни Эльфман.
В главных ролях: Томми Ли Джонс, Уилл Смит. В ролях: Линда Фиорентино, Винсент Д'Онофрио, Рип Торн, Тони Шелхауб, Шиобхан Феллон, Майк Нуссбаум.
Награды:
1998 — Лучшая песня — Уилл Смит, Тереза МакФаддин и Патрис Рашен (ASCAP Film and Television Music Award)
1998 — Лучший грим — Рик Бейкер и Дэвид ЛеРой Андерсон (Оскар)
1998 — Лучшая музыка — Дэнни Эльфман (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA, BMI Film & TV Award)
1998 — Лучший актёр второго плана — Винсент Д'Онофрио (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA)
1998 — Лучший научно-фантастический фильм (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA)
1998 — Любимый актёр — Уилл Смит (Blockbuster Entertainment Award, Kids' Choice Award, USA, MTV Movie Award)
1997/1998 — Лучший фильм / Любимый фильм / Самый кассовый фильм — (Bogey Award, Germany, Czech Lion, Empire Award, UK, Golden Screen, Germany, Mainichi Film Concours, Satellite Award).
Интересные факты о фильме:
Первым выбором на роль Джея был Крис О'Доннелл, но потом жена Барри Зонненфельда сказала, что видела бы в этой роли только Уилла Смита. В свою очередь, Смита убедила взять роль в фильме его жена, актриса Джада Пинкет Смит.
Роль инопланетянина Эдгара была сначала предложена Джону Туртурро, но тот вынужден был отказаться из-за плотного съёмочного графика.
Линда Фьорентино выиграла роль в фильме у Барри Зонненфельда в карты, после чего он сказал, что у неё в фильме не будет обнажёнки.
А на роль Кея был выбран Клинт Иствуд, но отказался играть.
Говорят также, что режиссёрское кресло было сначала предложено Квентину Тарантино, но он отказался снимать фильм.
"Известные пришельцы", которых мы видим на экранах в центре людей в чёрном, включают в себя Барри Зонненфельда, его дочь, Дэнни ДеВито, Сильвестра Сталлоне и исполнительного продюссера картины Стивена Спилберга.
В фильме невероятное число отсылок к другим голливудским научно-фантастическим фильмам. Например, когда Уилл Смит нечаянно освобождает шарик в центре людей в чёрном, тот летит мимо инопланетянина Вака из фильма Джо Данте "Исследователи".
Судя по зданию, изображённому в фильме, центр людей в чёрном находится в вентиляционной шахте туннеля Бруклин-Беттери.
Падая на крышу двухэтажного автобуса, Уилл Смит в фильме говорит "Не волнуйтесь, в Нью-Йорке просто дождь из негров". Этой фразы не было в сценарии, её сымпровизировал Уилл Смит, но она так всем понравилась, что осталась в фильме.
История, легенда и сюжет фильма прошли через множество трансформаций в ходе написания сценария, пре-продакшна, съёмок и даже пост-продакшна. Самое известное из изменений — это то, что в уже отснятом материале речь шла о войне между двумя инопланетными расами, которую те собирались прекратить, проведя на земле переговоры, а жук помешал им и украл Галактику. Без съёмки дополнительных эпизодов, только при помощи монтажа, изменения текста в трёх эпизодах (в одном не видно губ персонажей, в другом персонажи говорят на инопланетном языке, и текст подан титрами, а в третьем говорит собака) и перерисовки движений губ собаки в последнем эпизоде Барри Зонненфельд добился упрощения сюжета. В итоговой версии картины речь просто идёт о жуке, и одной инопланетной расе, у которой жук похищает Галактику.
Собрав почти 600 миллионов долларов, MIB находится на 40-ом месте в списке самых кассовых картин истории.
Мало кто знает на наших широтах, что фильм "Люди в чёрном", хотя и поставлен по комиксу, на самом деле, как говорят, "loosely based", то есть к комиксу имеет очень приблизительное отношение. Фильм в большей степени основан на своеобразных городских легендах, которым в штатах уже скоро как пятьдесят лет. Само понятие "Люди в чёрном", “Men in black”, употребляется американцами начиная с начала шестидесятых, как обозначение загадочных правительственных агентов, скрывающих от людей "правду". Правду о чём? Да о чём угодно. О загадочных явлениях. О Йети и разумных подводных жителях. О Лох-Несском чудовище и древних цивилизациях. И об инопланетянах. Повальное увлечение таким замечательным явлением, как "НЛО" (световые пятна и дефекты на плёнке при фото- и киносъёмке неба) породило даже целую науку "уфологию". И миф о людях в чёрном, скрывающих правду.
Этот миф довольно значительно повлиял на американскую культуру и искусство. Отголосков и различных проявлений его можно встретить великое множество. Лаборатория, где хранят инопланетный корабль в "Дне независимости" (кстати, предыдущем, перед "Людьми в чёрном", фильме Уилла Смита). Агенты Малдер и Скалли, и вообще весь телесериал Икс-файлз. "Агенты" в фильме "Матрица". И так далее, и так далее. Словивший этот миф Ловелл Канингем нарисовал в начале девяностых комикс о специальном агентстве, которое так и называлось "Люди в чёрном", MIB. Они занимались тем, что прятали от людей правду о том, что пришельцы давно живут среди нас, попутно пытаясь решать возникающие с пришельцами трудности. Эд Соломон написал сценарий, который потом много сотен раз перерабатывался, и переписывался, а Барри Зонненфельд сделал кино.
Безо всяких преувеличений можно сказать, что это шедевр. Ни больше, ни меньше. Тщательно, аккуратно продуманный стори-лайн, интересные персонажи и относительно закрученный сюжет. Концовка же — я имею в виду последние кадры фильма — окончательно расставляет всё по своим местам. Умный, и смешливый Барри Зонненфельд создал картину, которая лучше всего характеризуется двумя словами "глубокая и смешная". Здесь есть всё: и неожиданная подача давно известных и хорошо знакомых явлений, и приключения, и биологическая борьба разных звеньев пищевой цепочки, и изящное обыгрывание множества городских легенд и мифов, и даже множества книг и фильмов. Постоянное заигрывание со зрителем ни на секунду не снижает интеллектуальный градус, заставляя зрителя работать, взвешивая хорошо знакомые ему явления на весах различных философских систем, и вспоминая, когда, где и как ему приходило в голову, что человек, стоящий возле него — инопланетянин.
- Большинство инопланетян живут здесь, на Манхеттене. В осносном — порядочная публика. Живут, работают. - Таксистами?
И главное — по крайней мере главное для меня — в фильме очень философски изображена вообще человеческая жизнь, как таковая, и её значимость в контексте масштабов вселенной. Мы — пыль, как сказал персонаж другого хорошего фильма. Мы — ничто. И это бывает иногда чертовски весело — добавил Барри Зонненфельд.
Всё, я не знаю, что ещё написать об этом фильме. Идите, покупайте ДиВиДи и пересматривайте.