Режиссер:
Пол Верховен. Сценарий: Эд Ньюмайер, Майкл Майнер, Оператор: Джост Вакано, Композитор: Бэзил Поледурис, Продюсер: Арне Шмидт.
В главных ролях: Питер Уэллер, Нэнси Аллен. В ролях: Рэй Уайз, Ронни Кокс, Картвуд Смит, Дэн О'Херлихи.
Награды: Академия научной фантастики, фэнтэзи и фильмов ужасов, США — лучший фильм, режиссер, сценарий, грим, спецэффекты. (5 премий Saturn Award) Международный кинофестиваль в Каталонии — лучший режиссер BMI Film Music Award — лучший композитор — Бэзил Поледурис (BMI Film & TV Awards). Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм (выбор читателей) .
Интересные факты о фильме:
Доспехи робокопа были так тяжелы, что Питер Уэллер, таская их на себе и истекая потом, терял по килограмму живого веса в день. После окончания съемок этот прежде здоровый и мощный актер весил уже около 50 килограмм.
Когда компания "Орион" запустила трейлеры по кинозалам страны, в музыке к трейлеру звучала мелодия из заглавных титров к "Терминатору". Публика действительно поначалу перепутала Арни с доходягой Уэллером и потому повалила валом в кинотеатры.
На роль женщины-копа пробовались Мэрил Стрип, Сюзан Сарандон и супруга Стивена Спилберга Кэйт Кэпшоу, но Пауль Верхувен среди всех кандидаток выбрал Нэнси Аллен, доселе никому неизвестную актрису.
Из фильма были вырезаны две сцены: в первой Робокоп отправляется на могилу к отцу и раскапывает ее, пытаясь добраться до трупа (по замыслу, до трупа он добирается, но уже не помнит, зачем это делал). Во второй сцене (в конце фильма) Робокоп снимает шлем и отпиливает его нижнюю часть. Впоследствии эта нижняя часть пригодилась бы в качестве лезвия, которым он должен был отрезать голову Эмилю.
Голос робота ED-209's, умирающего на лестничном пролете, принадлежит продюсеру фильма.
Пистолет Робокопа — это модифицированный вариант Беретты-M93R.
Сценарист Эд Ньюмайер придумал сюжет "Робота-полицейского" после того, как посмотрел "Бегущего по лезвию".
Первая "заповедь" Робокопа — "Служи (сервируй) честно (от души)" — была потырена из популярной кулинарной книги.
По ходу фильма было "убито" 300 человек.
Возвращаясь к "Терминатору"... Арнольду Шварценеггеру прочили эту роль!
А после того, как не срослось, в роли "Робокопа" рассматривали Майкла Айронсайда.
Во время финального побоища на заводе, шальная пуля угодила в камеру и убила объектив. Оператор не пострадал, но больше никогда не снимал фильмы со стрельбой.
Этот фильм поначалу должен был снимать Джонатан Каплан. Однако, режиссер с головой ушел в другой проект (Project X), и фильм достался Верхувену. Оно и лучше!
Мотив заглавной темы был частично заимствован из фильма "Невеста Франкенштейна"(1935)
…Так что вот, господа. Этот фильм, ставший культовым в свое время, собиравший аншлаги в редких кинозалах (наример, он входил во внеконкурсную программу Международного Московского кинофестиваля) и частых видеосалонах, даже сейчас смотрится как свежее футуристическое кино, посвященное ближайшему нашему будущему времени. Хотя в фильме "освещаются" события начала 90-х.
Итак, Детройт 90-х.
Крупная строительная компания собирается отстроить элитный квартал. Для надежной охраны квартала требуются надежные полицейские. Обычные полицейские — сосут. То есть, они ненадежны. Проектируется робот, похожий на цыпленка. Не такой масштабный, как в фильме "Робот Джокс" (которого наши ЖЖные тупоумцы позаимствовали заради остроумного вопроса Владимиру Вадимовичу Путину о гигантских роботах, охраняющих границу), но тоже великих размеров. И каждое крыло оснащено крупнокалиберным пулеметом.
Вот из обоих таких пулеметов "опытный" образец и расстрелял одного шестака из строительной компании во время презентации. Сей невеселый инцидент тут же дал ход другому — альтернативному — прожекту.
Полицейский Алекс Мерфи исполнял служебный долг, когда в его тушу всадили явно более 8,5 пуль. "Скорая помощь" в лице Джорджа Клуни (шутка) своевременно доставила его в больницу. Там-то и поджидали его альтернативщики, нанятые строительной компанией.
Костоломы вернули Мерфи к жизни. В смысле, упаковали мозг и лицо в титановую (кевларовую?) оболочку. И стерли ему память. А может быть, она стёрлась сама, после всех мозготрясений извилин. Какая разница!
Человеческие нейроны — что может быть лучше? Этот робот не будет валить кого попало, у него должна быть пресловутая "рефлексия"… Но во время тестирования оказалось, что он валит преступников уж слишком избирательно. Причина тому — пробудившиеся воспоминания. Он мучается, когда вспоминает семью. Он мучается, когда видит явную несправедливость. И он хочет понять, почему проснулся роботом…
Супербоевик, который я считаю наравне со "Звездным десантом" того же Верхувена одним из лучших фильмов, сделанных в жанре фантастического боевика. Идеологическая подоплека настолько надежна упрятана в мягкую шкурку комиксоидного триллера/боевика, что подвоха и не углядишь. А фильм-то на самом деле о копеешной стоимости человеческой жизни, фильм драматический. Наиболее остро этот драматизм проступает в сцене, когда "Робокоп" приходит в свой дом, выставленный разом обнищавшей семьей напродажу. Хранитель семейного очага пал смертью храбрых, и теперь вся жизнь семейства находится в руки деляг, менеджеров, которые готовы сбагрить семейный очаг по "наилучшей цене". Да что там менеджеры — даже супруга никогда не узнает в меловом лице робота-полицейского лицо своего мужа-полицейского, потому что по одёжке встречают.
Но это единственная сцена, прямо апеллирующая к "тонким" эмоциям и чувствам кинозрителей. Во всех остальных сценах Верхувен глумливо гонит разухабистое кинодейство: стрельба, насилие, варёное человеческое мясо и потоки крови.
Это единственный боевик, в котором крайне изящно сделана финальная сцена. В соответствии с одним из азимовских постулатов роботехники, киберорганизм не может причинить вреда создателю. Естественно, что и наши главные герои, директора строительной компании, подстраховались от нежелательных инцедентов, вбив в черепушку Мерфи основное правило: "не причинять вреда работодателям". Но после кровавого беспредела, устроенного Мерфи, генеральный директор по привычке, этак походя, бросает слова об увольнении Мерфи… — и тем самым подписывает себе смертный приговор.