В главных ролях: Даниэль Брюль, Джулия Джентш, Стайп Эрцер. В ролях: Бергхардт Клауснер, Пир Мартини, Лаура Шмидт, Себастьян Батц, Кнут Бергер, Бернхардт Бентерманн и др.
Награды: Баварская кинопремия — лучшая молодая актриса (Джулия Джентш)(2004); German Film Awards — лучшая мужская роль второго плана (Бергхардт Клауснер), лучший фильм (серебро) (2004); международный кинофестиваль в Мюнхене — лучшая мужская роль (Стайп Эрцер), лучший сценарий (2004).
Интересные факты о фильме:
- фильм наделал много шума среди поколения "немецкой осени". Особенно учитывая, что многие бывшие рафовцы заняли посты в правительстве и стали "приличными людьми".
- режиссер появляется в камео в качестве одного из протестующих (начало фильма);
- оригинальное названия фильма можно перевести как "Годы изобилия сочтены".Версия для печати
Фильм посоветовали как работу о бесцельности восстания и его тупике. На деле она твердо утверждает силу бунта и является песнью песней молодежи, не сдающейся перед лицом предавших идеалы юности консерваторов. На фестивалях и показах-премьерах финальную надпись "Некоторые люди никогда не меняются" встречали аплодисментами. "Воспитатели" породили полемику и обсуждение того, что осталось от времен RAF и революции 1968-го, они отвесили хороший пинок тем, кто когда-то шел на баррикады и швырял бутылки в полицию, а теперь руководит офисом и подвязывает галстук. Бунт важен даже тогда, когда не изменяет мир, потому что он освобождает тебя от необходимости быть слугой системы накопления вещей, от необходимости подчиняться закону. Собственно, бунт размывает само понятие "закона", который выступает в качестве того, чем на самом деле является, — простого соглашения, придуманной другими (часто несовершенными) людьми бумаги.
Герои "Воспитателей" создают равнобедренный треугольник, который не может не сработать. Петер — красивый, дерзкий экстремал-радикал, не чуждый рисковому отдыху. Он мужественен, но ему не хватает чувствительности. Его друг Ян — революционер-идеалист, выглядящий рохлей, но очень деятельный и пылкий. Юле, девушка Питера, — бунтующая, уставшая, но пока не понимающая, куда приложить энергию жертва системы. У Юле дела идут плохо — ее выгнали с работы, выселили из квартиры, потому что ей нечем заплатить, а позже в откровенном разговоре выясняется, что она должна отдать 94 000 $ за чужой разбитый "Мерседес". Вся ее жизнь, начиная с момента катастрофы, — это рабство с целью отдать непомерную для нее сумму. Если рассуждать здраво, ее жизнь закончена, принесена в жертву долгу. Недавно читала новость про повесившегося из-за ипотеки мужчину, так вот вариант Юле недалеко ушел от ежемесячных выплат в размере зарплаты. Этот мировоззренческий тупик и разбирает в отсутствие Питера (тот кратковременно уезжает, оставляя Юле на попечении друга) Ян, становясь крестным девушки в мире новых понятий, ее учителем. Он направляет разрозненные стремления к цели, показывает тупик как часть картонной модели капитализма — и предлагает выход.
Дело в том, что Питер и Ян — "воспитатели". Они вскрывают дома богатых за счет познаний в системах охранной сигнализации, проникают внутрь и преподают буржуям урок. Но они ничего не ломают и не крадут, а переставляют вещи, сооружая пирамиды из диванов, а фарфор отправляя в унитаз. Когда хозяева возвращаются, их ждет стресс и записка "Дни изобилия сочтены. У вас слишком много вещей. Воспитатели". Половину дня они проводят, лихорадочно пытаясь разобраться, что же унесли посетители, чтобы затем оказаться перед вопросом, зачем все это было сделано. У человека, ценящего уют и порядок, в этом месте рассказа начинает что-то свербить. Урок Воспитателей несомненно полезен — он дает понять, что в мире существуют люди с кардинально отличающимися от привычных жителям особняка ценностями; поступок захватчиков нелогичен, его нельзя объяснить с помощью клише, а потому он достигает цели — порождает сомнение. Через страх потери владелец приходит к изумлению и попытке понять, что же произошло. Понять вора легко — буржуазная мораль предусматривает вожделение к чужим благам, сталкиваясь же с альтрузимом, человек пасует, отдается ярости и возмущению. Алогичность действия производит эффект встряски. Что же касается несерьезности такой деятельности в плане глобальной революции, то насмешка будет ошибочной. "Воспитатели" испытывают себя, идут на риск, чтобы выжимать вредное ощущение чужого превосходства, расслоения общества. Т.е. метнуть яйцо и метнуть гранату — это не настолько разные действия, если влекут практически одинаковые последствия. Тот, кто посмеивается над бросающим томат радикалом, чаще всего сам никогда не пробовал сделать ничего подобного.
Перерождение Юле наступает не сразу. Ей деятельность Питера и Яна, прежде от нее скрытая, каждется опасной и глупой, однако у нее есть жернов на шее, который служит катализатором, у нее есть стимул трансформации реальности, потому что та, в которой она существует, паралична и бесперспективна. И вот после несольких дней встреч и познаний Ян и Юле уже падают в бассейн ее кредитора, переступая табу социума и правила верности одновременно. Кстати говоря, любовный треугольник, к которому некоторые пытаются свести фильм, задуман авторами на удивление удачно. Питер хорош, но будучи рядом с Юле он предлагает ей свою силу, готовые объекты взаимодействия, тогда как Ян подмешивает идеологическую составляющую, запуская самостоятельную реакцию. Он доверяет ей, подкидывает возможности найти ответы самостоятельно, делится частями собственных открытий. Неудивительно, что вклад Яна заставляет Юле хотеть его. Итак, все отлично, вот только в квартире оставлена улика, за которой всем троим приходится вернуться, напоровшись на хозяина. Делать нечего — троица похищает буржуя, отправляясь в горы и позволяя наблюдать конфликт поколений.
"Наблюдатели" интересны как раз этим диалогом между постаревшим знакомым Дучке и молодыми радикалами. Тут еще подвох в том, что многие из бывших членов RAF и студенческих восстаний занимают сейчас посты в правительстве — например, небезызвестный Йошка Фишер, на которого постоянно нападают, а он только рад поливать отговорками про относительность и зрелость. Позорная жизнь, конечно. День за днем герои фильма встречаются за одним столом, приглядываясь друг к другу, даря презрение, заключая перемирие, узнавая подробности. Снято происходящее очень естественно, никто не приукрашен и не идеализирован, но нет чрезмерной криминальной грубости. От опасного момента, намекающего на близость убийства, идет переход к иллюзорной близости. Здесь звучит и расхожая фраза "Тот, кто в юности не был радикалом, у того нет сердца. Тот, кто в старости не стал консерватором, у того нет головы". "Это просто самооправдание", — усмехается Ян, и с этим сложно не согласиться. Шоковым моментом является то, что делец, по воле которого Юле должна была вкалывать всю жизнь, не только не помнит об этом инциденте, но и рассказывает о временах, когда сам протестовал, ностальгически улыбаясь при этом. Люди протеста делятся на две части — прохожих, тех, кто так развлекается, и тех, кто так живут. Первые всегда "взрослеют", потому что суть бунта для них размыта и ассоциируется с брожением горячей крови. Эти первые придумывают свои поговорки, пословицы и заколачивают деньги. Вторые — живут.
И что вы думаете? Мужчина отменил долг, все обнялись и вернулись домой? Будь так, фильм не стоил бы ломаного гроша. Конечно же, престарелый делец знает границы своей доброты, он отмеряет время для потехи и время для работы, поэтому его улыбка сулит сюрпризы. Юле, Ян и Питер дважды побеждают и его, и само исковерканное скукой поколение — своим великодушием, свойственным молодости, и своей прозорливостью, свойственной революционерам. Именно поэтому фильм и провожали аплодисментами. История с похищением не только подтверждает мнение бунтовщиков о людях, живущих капиталистическими идеалами (неоценимый опыт), не только делает троицу сильнее с помощью переработки глупой проблемы ревности и свободного тока энергий, но и показывает истинно важную цель. Я думаю, они отправились рушить спутниковые тарелки, чтобы уничтожить пропагандистскую машину. Хотя вы можете думать иначе.