Как известно, персонажи фильма носят имена из песен "Битлз" — Джуд ("Hey, Jude"), Сэди ("Sexy Sadie"), Пруденс ("Dear Prudence") и т.д. Хотели также ввернуть сержанта Пеппера, по названию альбома, но передумали.
Сельма Хайек сама напросилась сняться в фильме.
Джули Теймор написала роль Сэди специально для Даны Фухс. В качестве прототипа она взяла Дженис Джоплин.
Разрисованный автобус и доктор Роберт, поющий "I am the walrus" — реминесценция битловского фильма "Magical Mystery Tour" (1967).
Песня "With A Little Help from My Friends" превращается в кавер-версию песни Джо Кокера, написанную им в 1987 году для телешоу "Чудесные годы", — это сделано для того, чтобы Кокер появился в роли-камео.
Фильм поступал в кинозалы под фейк-названием "Любовь и свобода".
В подводной сцене Джуд и Люси изображают Джона Леннона и Йоко Оно с обложки журнала "Роллинг Стоунз", вышедшего 22 января 1981 года.
Джо Андерсон пришел пробоваться на роль Джуда, но во время прослушивания резко передумал и сказал, что на самом деле хочет сыграть Макса.
В США прокат фильма начался в день рождения Леннона (9 октября).
Пол Маккартни и Йоко Оно не только благословили съемки, но и находились в постоянном контакте с режиссером во время кинопроизводства, советуя, то, сё. Потом Маккартни просмотрел фильм вместе с Теймор в частном зале и объявил, что фильм весьма пиздат.
Джули Теймор сообщила, что использовала в фильме 30 песен, записанных в период с 1963 по 1969, при этом 7 лет реального времени ужала в 2 экранных года.
Цитата "you're either on the bus, or off the bus" взята из культовой книги "Кислотный электропрохладительный тест".Версия для печати
Фильм с крайне незамысловатой фабулой, составленной из текстов тридцати песен "The Beatles", сильно напоминает по сюжету и антуражу рок-оперу "Волосы", экранизированную Милошем Форманом в 1979 году. Фича в том, что "Волосы" давно поседели и выпали, а фильм Джули Теймор хоть и отправляет нас в 60-е, но выглядит ультрасовременным. На это, собственно, и были потрачены 70 миллионов долларов бюджета. Картина типа "мюзикл" повествует о том, как ливерпульский чувак Джуд бросает свой промышленный райончик и едет в Америку за новыми впечатлениями, но уверяет всех, что выполняет важный квест. Действительно, его отец, будучи американским солдатом в годы Второй мировой, поматросил и бросил простую англичанку из портового города. А Джуд родился. Впрочем, Джуд не в претензии, разрушать американскую семью, которой успел обзавестись папаша, он не собирается. Он оседает в стране мертвых бизонов и загнанных в резервации индейцев, знакомится с прикольными разбитными пацанами, влюбляется в хорошую девочку-активистку. Вливается, короче, в новую жизнь. А тут Вьетнам, студенческие демарши, взрывающие всех и вся (в том числе себя) бомбисты. Все это сопровождается песнями "Битлз" и хорошей, динамичной клиповой нарезкой, придуманной еще в 1982 году Аланом Паркером. Операторская работа — превосходна, звук — великолепен. Английский телеактер Джим Старджесс, сыгравший Джуда, поёт сам и ничем не уступает модным мальчикам с брит-попсцены. Мне думается, что у Старджесса может быть большое и светлое завтра. Если не песенное, то кинематографическое — точно.
О битловских песнях вообще стоит поговорить отдельно. Поскольку фильм посвящен культурной экспансии американских хиппозных идей в голову простого рабочего паренька из портовых трущоб Ливерпуля, заебавшегося видеть тупые хари английского пролетариата, то аранжировки впечатляют богатством и разнообразием: тут тебе не только британская попса, но и госпел, и блюз, и r’n’b. Битлы и сами любили экспериментировать, но это носило спонтанно-гениальный характер. Здесь же, в фильме, каждая музыкальная тема вылизана, обработана на американский лад, доведена до современного звукового совершенства. Режиссерская задача, похоже, заключалась в одном: доказать, что музыка Битлз — на все времена, потому что четыре ливерпульца — гениальные мелодисты.
Ну и, разумеется, специально для фанатов Битлз щедрой рукой раскиданы по фильму аллюзии, ссылки, цитаты и разные артефакты...
Хороший фильм хорошего режиссера. Джули Теймор снимает редко, но метко, и каждый фильм — независимо от оценок зрителей и критиков — становится событием. Так было с "Титом — правителем Рима", так было с "Фридой" и так стало с "Across the Universe".
Вот список битловских композиций, которые вошли в фильм. Надо заметить, что это не самые популярные их хиты. Опять же, отсутствует "Yesterday" (и слава Богу, а то заебало. Ведь в истории кино есть даже польский фильм, который так и называется — "Yesterday"). 1. "Girl" by Jim Sturgess 2. "Hold Me Tight" by Evan Rachel Wood and Lisa Hogg 3. "All My Loving" by Jim Sturgess 4. "I Want to Hold Your Hand" by T.V. Carpio 5. "With a Little Help from My Friends" by Joe Anderson, Jim Sturgess, and "Dorm Buddies" 6. "It Won't Be Long" by Evan Rachel Wood and students 7. "I've Just Seen a Face"by Jim Sturgess 8. "Let It Be" by Carol Woods and Timothy T. Mitchum 9. "Come Together" by Joe Cocker with Martin Luther McCoy peforming the final verse 10. "Why Don't We Do It in the Road?" by Dana Fuchs 11. "If I Fell" by Evan Rachel Wood 12. "I Want You (She's So Heavy)" by Joe Anderson, "Soldiers", Dana Fuchs, and T.V. Carpio 13. "Dear Prudence" by Dana Fuchs, Jim Sturgess, Evan Rachel Wood, and Joe Anderson 14. "Flying" by The Secret Machines 15. "Blue Jay Way" by The Secret Machines 16. "I Am the Walrus" by Bono (accompanied by the Secret Machines — not seen on-screen) 17. "Being for the Benefit of Mr. Kite!" by Eddie Izzard 18. "Because" by Evan Rachel Wood, Jim Sturgess, Joe Anderson, Dana Fuchs, T. V. Carpio, and Martin Luther McCoy 19. "Something" by Jim Sturgess 20. "Oh! Darling" by Dana Fuchs and Martin Luther McCoy 21. "Strawberry Fields Forever" by Jim Sturgess and Joe Anderson 22. "Revolution" by Jim Sturgess 23. "While My Guitar Gently Weeps" by Martin Luther McCoy 24. "Across the Universe" by Jim Sturgess 25. "Helter Skelter" by Dana Fuchs 26. "Happiness Is a Warm Gun" by Joe Anderson and Salma Hayek 27. "Blackbird" by Evan Rachel Wood 28. "Hey Jude" by Joe Anderson (joined by Angela Mounsey for one verse) 29. "Don't Let Me Down" by Dana Fuchs and Martin Luther McCoy 30. "All You Need is Love" by Jim Sturgess, Dana Fuchs, T.V. Carpio, and Martin Luther McCoy 31. "Lucy in the Sky with Diamonds" Performed by Bono (with backing vocals by The Edge. This song is played over the beginning of the end credit sequence. Performance not seen on-screen)
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Через Вселенную", или привычка к левостороннему движению стоила жизни многим англичанам
Во времена, когда я еще хаживала пешком под стол, убили Джона Леннона. По этому поводу мне довелось увидеть часть передачи о его жизни и музыке. Все черно-белое, снятое дрожащей камерой, какой-то невнятный гитарный хор, девушки с искаженными лицами обливаются слезами и тянут руки… Тогда я зареклась: ну и ну, если я когда-нибудь услышу этих битлз (или как их там) — фиг они мне понравятся. Однако вскоре кто-то принес пластинку из серии Stars 45, попурри из песен известных исполнителей, и когда ее включили, у меня приключился восторженный ступор. "Кто это поёт?" — спросила я брата (лишь спустя много лет у меня появилась привычка внимательно читать все, что написано на обложках, обертках и коробках). Брат посмотрел на меня недоверчиво, гыгыкнул и ответил, что Битлз. Досада на себя оказалась слишком слаба по сравнению с красотой и задором этих песен, прошли годы, прежде чем у меня появились все их альбомы, списанные на магнитофон с древнего укв-приемника, и с тех пор я так и плыву по жизни под их музыку, освещая ею движения моей ленивой души.
Этот фильм снят для таких как я, ведь вряд ли к нему с подобным трепетом отнесутся люди, выбиравшие в известном споре "Роллинг Стоунз". Он прост, как текст песни "I wanna be your man". Его содержание возникло из теста на образность мышления, когда перед вами рассыпают никак не связанные между собой слова, и из них требуется составить внятный рассказ. Hey, Jude. Sexy Sadie. Dear Prudence. Lucy in the sky… Джуд живет в Ливерпуле, в блеклом низеньком рабочем районе с узкими каменными улочками, влажно блестящими между каменных оград. Работает на верфи, танцует со своей девушкой по вечерам в Каверне под Hold me tight, и хочет найти своего отца, который, по некоторым сведеньям, теперь в Принстоне. Тем временем там, за Атлантикой, в окружении сочных солнечных красок, под эту же песню на школьном балу Люси танцует со своим женихом, и прощается — Денни уходит на войну. Джуд устраивается кочегаром на судно, отправляющееся в Америку, и по прибытии сбегает на берег. Добравшись в Принстон, Джуд знакомится с горем принстонского университета — Максом, братом Люси, а заодно обнаруживает отца, которому эта встреча вовсе не нужна. Случайно оказав Максу помощь, Джуд становится его другом, и вскоре они покидают Принстон в поиске настоящей жизни. Так круг замыкается, и нам совсем недолго остается ждать момента, когда Люси и Джуд повстречаются, и событий, что произойдут с ними в трещащем по швам Нью-Йорке.
Кайф здесь не только в том, что герои то и дело озвучивают свои поступки битловскими песнями. В нем собраны и смонтированы в удобном глазу порядке легко узнаваемые вешки. Смех над кривозубыми мальчиками из Англии. Глупая быстрая смерть юных американских патриотов из хороших семей. Энди Уорхолл. Сальвадор Дали. Краски ЛСД. Навигаторы духовного освобождения. Роман и разногласия Дженис Джоплин и Джимми Хендрикса. Джо Кокер, потерявшийся после успеха на "Вудстоке" среди бомжей подземки. Уличные демонстрации пацифистов. Звукозаписывающая студия Эппл. Йоко Оно на клавишных. И еще масса цитат, наличие которых я просекаю по картинке, но не узнаю по содержанию — по той причине, что история американцев-60 известна мне лишь по фильму "Форрест Гамп". Не беда. Через цвет, декорации, анимацию и монтаж все воспринимается интуитивно. "Across the universe" — изящная и по-дорогому простая штука, в нем есть и печаль, и романтика, и хулиганская бесшабашность молодости, и его без скуки можно будет пересматривать много раз в процессе приобщения друзей.