Награды:
2005 — Дон Кихот — Специальное упоминание — Краковский кинофестиваль 2004 — Лучший документальный фильм Чехии, Приз зрительских симпатий Kodak Vision — МКФ документальных фильмов, Жилава; Приз ФИПРЕССИ — МКФ в Любляне; Приз зрительских симпатий — лучший документальный фильм, кинофестиваль, Орхус.
Фильму посвящено довольно много текстов на английском языке, а на русском почти ничего. А зря. Поэтому даже краткая статья здесь будет очень полезна для просвещения публики.
Это описание одного удавшегося социального эксперимента — или, если хотите, можете назвать его розыгрышем. В качестве дипломной работы два студента факультета кинематографии поставили в чистом поле за городом строительные леса 10*100 м и обтянули их с одной стороны (чудеса минимализма) цветной пленкой, так, чтобы издалека это казалось стеной магазина. Поглазеть на открытие этого "гипермаркета" и пркупить дешевенький телевизор пришло около 3 тысяч пражан и гостей чешской столицы. Было это 31 мая 2003 г., и это исторический факт.
Разумеется, предварительно был проведен весь рекламный цикл, и мы прошли его вместе с режиссерами. Грандиозная раскрутка магазина. 400 билбордов на улицах Праги, симпатичные девчонки раздают двести тысяч листовочек. Два студента как-то смогли убедить сотрудничать с ними крупнейшие рекламное и PR-агентства, реклама шла по телевизору. Студентам сменили имидж и они чудесно преобразились вдруг в успешных менеджеров; была написана слезовыжимтельная душещипательная песенка, которую спел детский хор во главе с профессиональной певицей (здесь только один куплет с припевом):
Сколько видов у счастья, Сколько красок у мечты, Как в пасмурный день Могут розы цвести? Можешь видеть, что хочешь, И без розовых очков, Жизнь течет незаметно, Верь в правду, а не в ложь. [Chorus] Попробуй смотреть глазами ребенка, Столько вещей кружит голову, Целый мир можешь иметь, Стоит только захотеть. Что угодно для тебя, Ну, а если денег нет, Просто одолжи, а потом скажи: Пусть исполнится моя мечта.
Таким образом, пара-тройка тысяч любителей шастать по супермаркетам была неплохо наёбана. В общем-то, не зря, поделом. Гипермаркеты зло, это мое давнее и твердое убеждение. Они способствуют развитию консюмеризма у недозрелых во всех отношениях граждан, всучивая товар, который им не нужен. Супермаркеты — мощный инструмент в политике (я не говорю, что кем-то сознательно проводимой) инфантилизации населения. Об этом можно долго говорить, и именно поэтому я об этом говорить не буду: моя цель здесь — дать представление читателю о фильме, а не читать проповеди.
Пикантно, что этих людей наебали не один, а два раза: фильм был снят на грант министерства культуры, то есть оплачен налогоплательщиками.
В фильме много страшных моментов. Например, семьи, рассказывающие, за что они любят гипермаркеты и как именно (!) они их любят. Как они проводили бы время, если бы гипермаркетов не было. Что их вообще в жизни интересует, кроме гипермаркетов. Самая жуткая сцена — женщина, со своими детьми, у стен Tesco a capello поющая 'Hey Ho', а фоном постепенно нарастает инструментальная версия музыки.
Забавно, что все, участвующие в этой грандиозной афере — маркетологи, рекламщики, вся байда — обладают некоторой собственной моралью, что ли, своеобразной совестью, предохранителями, позволяющими им не сгореть со стыда. У всех своя правда. Они как-то оправдывают, что ли, то, что делают. Рекламные психологи признаются, что им не нравится идея пустого супермаркета, в котором ничего нет, но врач (говорят они) не выбирает, кого оперировать. Мы профессионалы, говорят они. Гребаные профессионалы! Человек, который придумал слоганы "Не приходите", "Не приезжайте", "Не тратьте деньги" и т.д. возмущается, когда режиссеры предлагают приписать маленькими буквами "Никто не уйдет с пустыми руками". Мы, рекламисты, говорит этот гребаный профессионал, никогда не врем людям, в отличие от вас, документалистов. А в камеру можете повторить? Могу: мы, рекламисты, никогда не врем людям, в отличие от вас, документалистов. Новизны во всех этих речах нет, потому что Бегбедер все это уже описал, но визуальный ряд (меня лично) убеждает сильнее текста.
В общем, в той рекламной кампании и правда не было особой лжи. Слоганы призывали не приходить на открытие. Логотип изображал из себя пару мыльных пузырей. Никто на самом деле не ушел с пустыми руками — всем вручили флажки, значочки и т.д.
Монтаж жутко профессиональный. Правильная смена планов со среднего на крупный, с крупного на мелкий, своевременная и очень уместная музыка, тонкая операторская работа (в некоторых местах я не понял, как это можно было снять) делают фильм настолько неутомительным, каким редко бывает и художественное кино.
У этого фильма был и чисто чешский посыл: в то время по телевидению проходила активная рекламная кампания, призывающая чехов вступать в Евросоюз, и авторы прямым текстом говорят, что раз можно прорекламировать несуществующий гипермаркет и наебать три тысячи чехов, то почему нельзя наебать десять миллионов чехов? Вопрос только в количестве. Нужна ли нам эта Европа?
Многоголовая гидра рекламы обратила этот фильм себе на пользу. "Чешская мечта", как узнаваемый бренд, стал использоваться в политике и рекламе. А Чехия все-таки вступила в Евросоюз. Пластмассовый мир победил.