Режиссер:
Ян Сверак. Сценарий: Зденек Сверак, Ян Сверак, Ян Словак, оператор: Франтишек Антонин Брабец, композитор: Ондржей Соукуп, Иржи Свобода.
В главных ролях: Петр Форман, Эдита Брыхта, Зденек Сверак, Болек Поливка, Ладислав Смоляк. В ролях: Матей Форман, Маркета Фрослова, Иван Выскочил, Мариан Лабуда и другие.
Награды: "Золотой ворон" — Ян Сверак (Брюссельский МК фантасмагорических фильмов) Promotional Award — Ян Сверак (Фестиваль молодого восточноевропейского кинематографа в Коттбусе) "Чешские Львы" — Лучший монтаж (Алоис Фисарек); Самый прибыльный фильм в прокате Премия критиков и Почетный диплом — оба: Ян Сверак (Кинофестиваль в Жерардмере) Приз зрительских симпатий — Ян Сверак (Пльзеньский кинофестиваль) Приз зрительских симпатий — Ян Сверак (МКФ в Тромсё) UCCA Venticittà — Ян Сверак (Венецианский кинофестиваль).
Насчет "Аккумулятора 1", одного из самых высокобюджетных чешских фильмов, собравшего множество бабла и наград, могу сказать вот что: отличная могла получиться короткометражка! Но нет же, Свераки решили разбодяжить. Вот видно же, что все возникло из мальчишеской затеи уморительно спародировать клише экшн-фильмов "перестрелка". Вместо пекалей — пульты ДУ, вместо патронов — "пальчиковые" батарейки, а мишени — телеприемники в витринах. Предварительное обучение перед зеркалом. "Ковбойское" кручение револьвера-пульта пальцами, после удачного выстрела. Лишь на этих эпизодах со стрельбой и лихорадочной перезарядкой фильм и оживает — чувствуется неподдельный азарт всех создателей, передающийся и зрителю. Остальное же скучно присовокуплено. Весь этот фэншуистый телевампиризм, аланчумакство это, банальный мелодраматизм, тривиальный психологизм, невразумительный балаганный сюр "заэкранья" — подноготная дрянь, натужно высосанная из пальца. Очень заметно на каких сценах авторы фильма действовали как команда единомышленников, а на каких эта кинотроица — режиссер Сверак-сын, сценарист и исполнитель одной из ролей Сверак-отец и оператор (тоже известный режиссер Брабец) как баснословное деструктивное триединство Лебедь, Щука и Рак. Особенно оператор, который постоянно пытается перетянуть на себя одеяло. Скажем, в фильме полно действительно отменных съемок человечьего нутра, получше, чем в "Фантастическом путешествии" и "Внутреннем пространстве", да только в этом фильме "про ауры" показ всех этих красочных внутриутробных процессов, да еще и в таких количествах, совершенно ничем не обоснованно. Равно как и всякие замечательные кадры с улитками, хомячками и всякими там водопадами. Даже сисек и попок как-то уж чересчур. Не говоря уж об этом кустурицеподобном "заэкранье". После просмотра фильма возникает эдакое кулинарное сравнение — плохо пропеченная кинослойка. Киномучное. Местами рассыпчатое, местами тягучее сырое тесто.
Чувак, геодезист какой-то, застенчив, нерешителен, сяпа. Днями смотрит через буссоль типа теодолит на красивую сотрудницу и хочет ее, но ни на что не решается. Вечерами и по выходным сидит один дома и тупо пялится в телевизор. Сотрудник-мачо уводит чувиху прямо из под носа. В общем, у чувака нервный срыв, он попадает в больницу, а там появляется какой-то целитель, начинает заливать про всякий фэншуй и ауры... Короче, выясняется, что есть люди в Праге, у которых телевидение высасывает энергию и этот чувак один из них. Если хоть раз "попал в телевизор" (а чуваку как-то на улице задали вопрос насчет его отношения к публичным домам и он опозорился, покраснев и промямлив что-то невразумительное), то "голубой экран" направленным лучом будет затягивать душу в "заэкранье", где балаган и здоровско, но в реальной жизни человек превращается в какое-то ходячее мумиё-хуё. Ну, в общем, нужно всячески избегать прямого воздействия телелучей — а то лишишься сил. Но ведь ТВ-приемники в Праге повсюду. В витринах, барах, квартирах... Один учитель, который требовал от президента Чехии запретить телевещание, уехал в Татры к чабанам, надеясь, что там нет ТВ, но даже в хлеву оказался телек и его затянуло в "заэкранье". А тут еще сяпа втюхался в одну разведенку, на которую тут же положил глаз сотрудник-мачо...
В фильме полно приличных гэгов, но как-то все непродуманно, несостыкованно, кашеобразно. Вот вновь пришло на ум сказочно-перверсионное сравнение: каша из топорности. Чтоб не быть голословным — такой вопиющий ляп: чувак читает ребенку книжку, вдруг отключили свет. А чувак "заряжен". Он выкручивает лампочку, держит ее в руках — она загорается. Все удивлены. Он говорит, дескать, что тут такого — одна рука — это "плюс", другая — "минус". После чего убирает одну руку и начинает листать книгу. А ламочка не гаснет.
Плюс раздражают эти прямолинейные аллегории про оболванивание зрителей телевидением и всё это чисто совковое фэншуйное кашпировство...
Минусов у фильма полно, но даже если их — ляп! — и убрать из рецензии, глаза все равно слепит — действует плюс из предыдущего абзаца.