В главных ролях: Болек Поливка, Шанталь Пулен — Поливкова, Иржи Кодет. В ролях: Властимил Бродский, Мирослав Маруска, Марта Рихтерова и др.
Интересные факты о фильме:
- фильм основан на театральной пьесе Болека Поливки, которую он (чех) исполнял вместе со своей женой-француженкой. Если верить imdb, то пьеса — сатирический взгляд на оккупацию: средневековый шут-чех при француженке-королеве и немце-короле.Версия для печати
Вацлав живет в заброшенном Богемском замке, работает смотрителем или другим служащим, изучает старые книги. Свободное время он проводит в грезах, отключаясь и оказываясь в средневековом мире, где он — шут, развлекающий жестокую королеву-француженку. В реальности в чешский замок приезжает поохотиться богатый немец и его жена Регина. Вацлав должен помочь им с охотой, но он теряет над собой контроль, постоянно проваливаясь в средневековье. Регина же — вылитая королева, роскошная, капризная, жестокая, опасная. Миры перекрещиваются, битва самолюбий начинается, звенят эмоциональные шпаги, взгляды режут, и вот уже трудно понять, кто обладает большей властью — охваченная яростью женщина или жалкий паяц. Вычурный стиль, жестокость, абсурдизм, сатира, грубая комедия и борьба мужского и женского, — вот что такое "Шут и королева". Возможно, изначально сюжет подразумевал политический укол, но Хитилова оставила лишь соперничество мужчины и женщины, развивающееся экспрессивно, буйно, в традициях маньеризма.
С первых кадров мы сталкиваемся с Шутом, накладывающим грим перед походом к королеве. Королеве нравятся его визиты, но ее шутки страшны, каждый выход — испытание. Король хоть и слаб, но нетерпим и ненавидит Шута за то, что тот способен развлечь железную жену. Шут уродлив, его грим отвратителен, он отправляется на работу, которая может стоить ему головы, но каторга превращается в наваждение. Абсолютная власть Королевы — это пронзающее копье. Но Шут бывает таким безобидным, жалким, текучим, что оружие проходит мимо, не поразив цели. То Королева побеждает Шута, угрожая плахой, то Шут побеждает Королеву, сажая ее на плечи и изображая орла. Непредсказуемость и низкий хохот Королевы, неизбежность его вахты, — это обязанность? необходимость? любовь?
Хитилова — истинная женщина, и в "Шуте и королеве" сумела показать столь многое в отношениях полов, что это можно анализировать достаточно долго. Начнем с того, что для женщины все мужчины — шуты, будь то трясущийся богач или желающий угодить романтик. Шанталь Пулен просто бесподобна в своей роли, она неконтролируема, неостановима, но, если присмотреться, становится ясно, что это происходит потому, что ей позволяют. И здесь-то и кроется самый щекотливый вопрос, который вынес на обозрение еще Захер Мазох в "Венере в мехах", — в его работе мазохист буквально вынуждает женщину занимать доминирующее положение, чтобы доставить себе удовольствие, продлить его во времени за счет унижения.В "Шуте и королеве" царство королевы поддерживается Шутом. "Я ухожу туда, когда здесь становится невыносимо", — говорит Вацлав. Сила женщины может оказаться уязвимостью, когда мужчина, которого она желает, лишь потакает ей. "Я люблю тебя!" — неожиданно кричит Королева, когда мы этого совсем не ожидаем. "Нет, нет, как можно, вы же Королева", — отвечает Шут и убегает, навлекая на себя месть. Их отношения — всего лишь театральная игра, но каждый опускает полог не в тот момент, когда это делает другой.
Чем дальше, тем сильнее переплетаются миры, тем более явным становится то, что Регина прекрасно знает правила, ничему не удивляясь, и это понятно — правила вечны, меняются лишь личины. Кстати, о личинах. В средневековом пласте Шут надежно скрыт под гримом и одеянием, т.е. Шут и человек, одевающийся Шутом, — это разные персонажи. В реальности же, когда он должен чем-то развлечь богатых гостей, Вацлав обнажен, ему негде скрыться. В этом особенность нашего времени — личина становится равна лицу, ее противопоказано изменять. В отличие от Шута, чей внутренний мир служит началом множества вопросов, Королева не изменяет свой статус во времени, она остается ей всегда — своенравная, неприятная, роскошная, привыкшая брать то, что захочет.
Чем ближе к концу фильма, тем более дерзкими становятся представления, тем более несдержанно ведут себя участники спектакля. От танца на лезвии они переходят к схватке, настоящей битве, водовороту эмоций, столкновению чувств. И становится непонятно, где Королева, а где — Шут, кто кого преследует, ведь они — одно, два элемента, создающие новый, инь-янь, сливающиеся в бешено вращающееся колесо. Этот пылающий круг порождает трагическую сцену, чтобы замедлить ход — и начать вращаться снова. Отличная работа, вызывающая мое искреннее восхищение.
Ненужная информация: когда я досмотрела фильм, то пришла к выводу, что Шанталь Пулен — такой же типаж женщины, как Тарья Турунен. Те же широкие скулы, жесткие глаза. И мне представилась Тарья Турунен в фильме Хитиловой, встающая с трона и грозно поющая "I walk along" (или "The sin for him — desire within" (Шанталь Пулен, кстати, выпустила диск шансона). Вот такой у меня юмор.