Режиссер:
Иржи Барта. Оператор — Иван Пит, Владимир Малик, композитор — Михаэл Коцаб, сценарий — Камил Пикса.
Награды: международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — приз ФИПРЕССИ (1986) международный кинофестиваль в Чикаго — главная награда за лучший анимационный фильм (1986) кинофестиваль в Салерно — главный приз категории (1988) кинофестиваль в Мадриде — приз в категории анимация (1987) международный кинофестиваль в Сан-Пауло — лучшая режиссура, лучшая операторская работа (1987) кинофестиваль в Руайане — главный приз в категории "анимация" + приз за музыку (1986) и другие призы
международный фестиваль документальных и короткометражных фильмов Бильбао — лучший фильм (анимация) (1986).
Интересные факты о фильме:
- в съемках использовались муляжи крыс и живые крысы;
- практически все в фильме сделано из дерева. Персонажи были первоначально нарисованы на бумаге, затем эскизы отправлялись профессиональному резчику по дереву, который создал тысячи объектов для "Крысолова".Версия для печати
Кукольные мультфильмы — это особое искусство. Есть что-то такое в кукле, что заставляет относиться к ней иначе, чем к нарисованным персонажам. Марионетка, кукла, чучело обладают искаженной индивидуальностью, они ближе к человеку, чем картина, — выпуклы, живут своей, пусть и примитивной, жизнью. Дети кукольные мультфильмы в большинстве своем не любят, многие из них и впрямь выглядят страшновато, словно магазин с некондиционными игрушками. Мир "Крысолова" полностью выполнен из дерева, лишь грезы о пространстве вне пораженного алчностью и стяжательством города подаются как распространяющийся по листу живой рисунок. Деревянные фигурки выглядят старыми, изношенными, использованными, чуть лоснящимися и закутанными в старые тряпки. Лица их страшны, жители мрачного и темного города заняты только одним — едой и охотой за деньгами. У них нет ни одного интереса, лежащего вне ярмарки, где меняла отсыпает муку за последнее, где идет озлобленный торг и потные монеты переходят из рук в руки. Дома теснятся вокруг похожей на плешь площади, они неловкие, острые, насколько может быть острым дерево, неровные, почти в духе "Калигари". Пустота и злоба, алчность, вещизм, жажда богатства, бесполезная похоть, — вот нутро города, в который приходят крысы.
"Крысолов" — мультфильм, но мультфильм не для детей. Его специально настроенная мрачность показывает население города как собрание отвратительных малодушных существ, из которых кто-то увлечен сбором мехов и поглаживанием добычи, кто-то — блеском побрякушек, а кто-то — сладострастным и механическим созданием монет. Правит городом похожий на козла король, окруженный свиноподобными придворными, поедающими полусырые туши. Все здесь основано на накопительстве, сборе, утаскивании в нору. Нашествие крыс просто лишает жителей их барахла. Это даже не эпидемия, а соперничество.
Во всем городе находится только два вызывающих симпатию жителя — старик-рыбак, который на протяжение всего повествования находится за городом, не погружаясь внутрь (его можно сравнить со зрителем) и живущая на окраине безымянная девушка. Так как нормального языка у жителей нет, режиссер сделал свою работу интернациональной — герои просто издают набор звуков, смысл и так ясен. Девушка кардинально отличается от всех остальных жителей, ее фигурка выполнена в другом стиле, она набожна, кротка и работяща. Однако красота привлекает одного из вельмож, который по-медвежьи вторгается к ней и трясет бижутерией в надежде купить чужую невинность. Каждый раз девушка отклоняет его домогательства, но так не может продолжаться вечно.
Крысолов приходит в город, хотя его никто не звал. Кажется, что сгустившаяся тьма и предельная ноша порока, допустимая для города, сама притягивает его. Цена услуг — 1000 золотых, и окруженный крысами король соглашается на цену. Однако после того, как орды животных падают в воду под звуки флейты, источник заразы не устранен — крысолова ожидает только ложь, предательство, обман и потери. Барта обращается к старой легенде, чтобы показать Крысолова как неизбежную плату за грехи. Он ожесточается, но является ключом к иному миру, который наступает после уничтожения тех, кого уже не исправить.
Если же несколько абстрагироваться от содержания притчи, мне страшно интересно, как делаются подобные мультфильмы. Как удается заставить кукол двигаться? Как добиваются такого многообразия движений, операторской работы? Как все это работает? Уж не с помощью ли какой-то хитрой магии кукловода? Использование живых крыс в некоторых моментах помогло достичь потрясающего натурализма. То же самое можно сказать и о разрывающих мясо придворных, жрущих, словно монстры. Отвратительное содержимое стен выплеснулось — и было смыто волной наказания, справедливой кары. Очень мрачная работа с шокирующими сценами.