Режиссер:
Франтишек Антонин Брабец. Композитор — Ян Ирасик, оператор — Франтишек Антонин Брабец, сценарий — Брабец на основе сборника баллад поэта-фольклориста Карела Яромира Эрбена.
В главных ролях: Линда Рыбова, Дан Барта, Карел Роден, Болек Поливка, Клара Седлачкова, Анна Гейслерова, Карел Добры. В ролях: Стелла Зазворкова, Сандра Новакова, Алена Михулова, Сюзана Быджовска и др.
Награды: Camerimage — награда зрительских симпатий (Брабец) (2001) Чешские львы — лучшая операторская работа (Брабец), лучший постер к фильму, лучшая музыка, лучший звук (2001).
Все мы, наверное, в детстве читали "Вечера на хуторе близ Диканьки", смотрели "Вия" и пугались тому, как воскресает перед Хомой Брутом панночка. Трудно словами передать прелесть мистических историй, легенд, старых баллад об утонувших девах или страшилищах, крадущих детей. "Букет" — это экранизация семи стихотворений поэта-фольклориста, набор поэтичных сказок. Каждому рассказу оператор придал свою цветовую гамму — от роскошной осенней до пугающей мертвенно-синей. Периодически "Букет" даже слишком красив — вторая новелла о девушке, которую водяной забрал в подводный плен, переполнена белыми платками, подводными съемками, ярко-красными яблоками. Эта искусственность несколько отталкивает, зато другие истории скрашивают впечатление эксплуатации фольклора. Снят "Букет" совсем недавно, поэтому красочен, современен, поражает цветовой палитрой. За его нарочитость и простоту критиками был назван коммерческим фильмом, ориентированным на успех, продажу легенд. Может, это и так, но нанизанные на нитку с мальчиком-флейтистом истории возвращают в детство, в вечера, когда бабушка рассказывала сказки, так что это не худший вариант коммерции. Хотя если бы пошел вал подобных фильмов, я бы свое мнение легко изменила... "Букет" хорош тем, что стоит особняком.
Особенно удачной получилась история о Полуднице (к моему удивлению, сыгранной Болеком Поливкой), материализующейся в полуденную жару и приходящей за непослушными детьми. Каждый кадр источает жару, дышет зноем — кипящие кастрюли и шкворчащие сковородки, с которыми не успевает управиться мать, солнце за окном, истошно орущий ребенок цепляется за вспотевшую ногу. Желто-оранжевый кадр одновременно создает впечатление уюта — и слепит глаза летним солнцем. Режиссеру прекрасно удалось передать торопливость, незавершенность, раздражение. Не выдержав, терпеливая мать открывает окно и зовет Полудницу, чтобы та забрала непослушное дитя. И та приходит...
Многие сказки основаны на необходимости контролировать свои слова, не призывать высшие силы тогда, когда без этого можно обойтись. Кроме этой истории "Букет" содержит в себе рассказ о невесте, ненароком призвавшей возлюбленного прямиком из могилы, нагадавших смерть девушках и роскошную осеннюю новеллу о красавице, которую зарубили в чаще топорами завистливая сестра и приемная мать. История о невесте — это еще и единственная по-настоящему страшная история. Догадавшись, что никакой семьи и нового дома она не дождется, девушка предлагает жениху первому проследовать в могилу, а сама со всей мочи бежит к часовне. Закрыв дверь, внутри она обнаруживает готовый к погребению труп. Жених-мертвец загробным голосом призывает усопшего вытащить живую наружу, та же умоляет его лежать и не вставать, прося Бога помощи. Напевный стих, повторы, скрип резко встающего с ложа мертвеца, — все это создает нужную атмосферу. Помните стихотворение об утопленнике, который вернулся с того света и заглядывает в окно, умоляя впустить его обратно? Эту жуть, несмотря на красивости, режиссеру удалось передать.
По сравнению с прямолинейной бойней и ужасами, которыми нас потчуют сейчас, "Букет" выглядит как экранизация Гоголя или Жуковского и этой старомодной поэзией привлекает. Если говорить об операторской работе, то мне стали ясны многочисленные награды Брабеца. Тем не менее, парад в конце, напоминающий Бергмана, кажется излишним. В целом, однако, картину легко можно порекомендовать для ознакомления. Великолепная сказочная атмосфера, красота утерянного.