В детстве мне никак не удавалось посмотреть этот фильм целиком. В те дикие времена ничего не было, в том числе видео-кассет, дивиди-дисков и питупи-сетей. "Призрак замка Моррисвилль" часто показывали по телевизору (каждый раз — как праздник), так что конец фильма получилось посмотреть никак не меньше пятнадцати раз. Начало — ни разу. Начало — это самое главное. Оттуда понятно, что все происходящее — это детектив, который читает тот чувак из симфонического оркестра, в обязанности которого входит играть на треугольнике и периодически тренькать во что-нибудь еще. Свободного времени остается много, поэтому он читает.
От книги в фильме — голос за кадром, произносящий куски текста. Мало где можно найти текст прекраснее, даже авторы дамских романов уже давно так не пишут. Например, "Мужественное, словно высеченное из гранита лицо Алена, лицо спортсмена, выражало твердую уверенность, уверенность в самом себе. В его глазах было что-то ястребиное. Однако на дне этих двух серо-зеленых озер шаловливо-теплые искорки ожидали ту, которую Ален Пинкертон пока еще в жизни не встретил." От симфонического оркестра — музыка и песни. Редко в каком фильме есть объяснение тому, что с виду нормальный герой вдруг начинает петь и танцевать. В индийских фильмах это решается элегантной подводкой — "Ах, друзья, мне так грустно, что хочется петь и танцевать" или "Ах, друзья, мне так весело, что хочется петь и танцевать". В большинстве случаев нет даже этого. В "Призраке замка Моррисвилль", на мой взгляд, самое удачное и изящное объяснение. Особенно умилительна арфа, стоящая в потайных ходах замка. Ну и, конечно, Поющий Мануэль прекрасно поет. Вальдемар Матушка был известнейший певец, выиграл кучу призов, и, очевидно, не зря.
Считается, что в первой части фильма несколько раз появляется призрак — вклеенный двадцать четвертым или двадцать пятым кадром. Для некоего нагнетания атмосферы. К сожалению, никто из упоминающих этот факт не указывает время появления призрака, поэтому увидеть его не удалось. В любом случае, интересно, конечно, но не думаю, чтобы от этого что-то кардинальное происходило с атмосферой.
Одна из самых важных вещей — подбор актеров. Пинкертон похож на Алена Делона, леди Кларенс — потрясающая красавица, Мануэль Диас — черноглаз и в жгучей бороде, и так далее. Дворецкий сэра Ганнибала совершенно невозмутим, как и положено образу дворецкого в коммунистическом сознании. Кроме того, прекрасны даже третьестепенные герои. Особенно — индус Абу в чалме и с гашишом, старая леди, устроившая приют для неисправимых преступников и сюрреалистический карлик, бегающий по замку туда-сюда. По сути дела нет ни одного проходного образа, нужного только для развития сюжета или произнесения пары реплик. Вообще, "Призрак замка Моррисвилль" — один из самых остроумных и продуманных фильмов. Он кажется смешным, даже если отвлечься от его пародийности, сам по себе.