Два актера-конкурента — Делон и Бельмондо — в фильме о смертоносной конкуренции. Вроде бы и раньше были какие-то фильмы, где один из них главгер, а второй мельком, но тут — оба ведущие. Понятно, что ожидать от подобных проектов каких-то кинооткровений нельзя — за версту несет коммерцией. Продюсер, кстати, сам Ален Делон. Экранизация какого-то романа под названьем "Бандиты Марселя" — подражание американским гангстерским сагам о "взлете и падении" всяких Багси ибн Трэйси аль Капоне-со-шрамом. Правда, этот, скорее, о взлете и полураспаде. А спустя четыре года вышел еще более унылый сиквел ("Борсалино и компания"), с оставшейся после полураспада половинкой. От среднепаршивости фильм спасают какая-никакая ирония, музыка и, скажем так, отменно переданный zeitgeist. Впрочем, чувствуется и некая закадровая ирония "капустника" — нелегко актерам отрешиться от того, что фильм снят явно "по приколу", подарочег для поклонниц Делона и Бельмондо, типа, два кина по цене одного. Поэтому Делон просто-напросто воплощает собирательный образ всех персонажей Делона. Соответственно и Бельмондо. Первый — замкнутый, с иголочки одетый, с вечно наморщенным лбом и слезливым взглядом стойко переносящего какую-то неведомую обиду. Второй — улыбчивый распиздяй в мятых шмотках. Весь фильм ходят и красуются в этих своих борсалино (это такая модная в 30-х годах среди ганстеров итальянская шляпа). Жан-Поль и Ален плечом к плечу едут в автомобиле; Жан-Поль и Ален ствол к стволу стреляют из автоматов Томпсона; Жан-Поль и Ален бицепс к бицепсу выходят из воды в купальных костюмах и так далее. Настоящая мужская дружба ти-эм, конечно же, зарождается после (довольно плохо поставленной) драки, вызванной дележом молодухи. Собственно, попытка дележа, приведшая к драке — стопроцентно комедийная. Но эта сцена, в которой девица растерянно мечется, выполняя одинаковые команды равнокрутых бывшего и текущего, пожалуй, единственное, что запоминается из фильма. В общем, гангстерская трагикомедия подражающая общим местам гангстерских саг. Только из-за всего этого налета комедийности-пародийности вместо эпичности получилась унылая эпизодичная тягомотина. Ни то, ни сё. Тусклое мерцание звезд в сером смоге.