Режиссер:
Кен Лоуч. Сценарий Пол Лэверти, оператор Барри Акройд, композитор Джордж Фентон, продюсер Ребекка О'Брайен.
В главных ролях: Киллиан Мёрфи. В ролях: Патрик Делани, Лайем Каннингем, Орла Фитцджеральд, Уильям Руэйн.
Награды:
2007 — Приз зрительских симпатий, Irish Film and Television Award — Irish Film and Television Awards 2006 — Золотая Пальмовая Ветвь — Каннский МКФ; лучший оператор — European Film Award.
Интересные факты о фильме:
Кен Лоуч не пользуется большой популярностью на Родине. Во всем Соединенном Королевстве было заказано всего тридцать копий этого фильма (во Франции, например, в десять раз больше). После получения Золотой Пальмовой Ветви количество копий возросло до ста пяти. До этого любой фильм Лоуча транслировался не более, чем на тридцати пяти экранах.
Поэтому партия RESPECT, в которой состоит Лоуч (и является большой шишкой там), призвала своих членов посмотреть фильм в первые выходные показа, чтобы вынудить дельцов киноиндустрии показать его в как можно большем числе кинотеатров.
Тем не менее это наиболее успешный ирландский независимый фильм.
Название фильма совпадает с ирландской балладой Роберта Джойса XIX века, посвященной восстанию 1798 года. Кроме того, имеется поэма Катарины Тинан под тем же названием. Аккорды и текст песни можно посмотреть здесь.
Человек, который играет на пианино в кинотеатре, на самом деле тапер. Это Нил Брэнд, который в 2006 г. прославился как композитор и аккомпаниатор в телесериале Би-Би-Си "Молчаливые клоуны Пола Мертона".Версия для печати
Довольно неудивительно, что Кен Лоуч непопулярен в Англии. Тому есть две причины, каждой из которых было бы недостаточно для остракизма, но в совокупности — вполне.
Во-первых, фильмы Лоуча серьезны и при этом перенасыщены действием. Тут ведь как — либо серьезность, либо экшен. Вместе это будет довольно сложно. Большинство из т.н. "серьезных" фильмов — пережевывание артхаусной жвачки, затянутые диалоги и длинные планы — считается признаком серьезного кина, или наоборот — если кино серьезное, то в нем и не должно быть много экшена. А если кино типа несерьезное — боевичок там, комедийка, оперетка — то в нем обязательно действие сплошняком, чтобы зритель подумать ни о чем не успевал. Почему-то так. Эта причина — интернациональная.
Во-вторых (и эта причина — чисто английская), антиимпериализм и социализм Лоуча воспринимается — должен восприниматься — англичанами как anti-englishness, нечто, направленное против Англии. В общем, англичане тут, конечно, правы, просто антианглийскость есть следствие более важной жизненной установки; пристрастными глазами очень легко спутать причину и следствие.
Поэтому, как мне кажется, в массовом порядке адекватно воспринимать Лоуча могут только зарубежные зрители.
Фильм "Ветер, что качает вереск" снят в удивительно динамичном ключе, обладает ритмом и внутренним напряжением, чересчур сильным даже. Для поддержания этого напряжения все время происходят перестрелки, зачистки, жаркие споры, измывательства над людьми и т.д. Для развития сюжета они не оправданы, оправданы они только для придания атмосферы и показа того, какие все-таки плохие англичане. В фильме они, действительно, такие скоты, что сам бы пошел и перестрелял их всех. Такие чувства к англичанам у меня были только в детстве, когда я читал буссенаровского "Капитана Сорви-Голова" и так же сочувствовал бедным бурам. Англичане тут очень черны, очень — плоские картонные фигурки. Скорее, декорации. Некое вселенское зло, Мелькор, Саурон. И плохие они не только потому, что захватчики, а еще и потому, что олицетворяют власть капитала. Можно мириться с англичанами, но нельзя мириться с капиталистами. Наверно, так видят какой-нибудь лагерь в Чернокозово международные правозащитные организации; и неудивительно их отношение к России.
Чем проще сюжет фильма, тем меньше слов нужно для его синопсиса. Данный фильм не совсем точно, но приблизительно можно описать тремя словами: "Братья. Гражданская война". В принципе, сразу понятно, о чем кенокартина. И Лоуч вас не обманет! Фильм как раз об этом. Сценарий Пола Лэверти банален, сюжет предсказывается с первых кадров, но здесь сюжет-то не главное. Авторы не тратят времени на всякие объяснения, они идут от точки к точке, контрапунктом. И это правильно. Не показано, как молодой Киллиан Мерфи раздумывает, рвет на себе волосы и ходит по комнате. Нет. Есть только действие. Кадр — он помогает подняться побитому англичанами проводнику поезда. Следующий кадр — он уже никуда не едет, а вступает в партию. Кадр — Дамиен начинает целоваться с Шинейд. Через несколько кадров — они уже женаты. И так далее.
Высокий градус напряжения, как я уже сказал, поддерживается постоянной стрельбой, криком и спорами. Сцена, в которой расстреливается пара грузовиков с солдатами, придумана, наверно, для фразы командира о том, что да, ребята, у нас грязная работа, но ее делать надо.
О кастинге нужно сказать особо. Киллиан Мерфи слишком красавчик, чтобы биться с капитализмом. Дэлани сыграл отлично. Слудет обратить внимание и на младого Уильяма Руэйна, архетипического рыжего кельта, который сыграл уже в троих фильмах Лоуча недотепистого прыщавого мальца. Интересно будет посмотреть на него, когда он подрастет.
И о костюмере. Этот чувак, костюмер, очень много прибавил к атмосфере фильма. Все эти ирландцы в кепках на фоне зеленой травы, руки в карманах, или ружье в руках, или пьют пиво, или еще как-то — какие они, черт побери, характерные и элегантные. Кого-нибудь из них бы на главную роль. Дорожная песня — Rockie Road to Dublin, знакомая нам по песням группы Cruachan.
Фильм обладает настоящим гуманизмом (не думал, что когда-нибудь напишу такую фразу о фильме; однако это так). О том, как плоха война, о том, чего стоят настоящие убеждения, о бессмысленности борьбы. Трагедия в том, думает Лоуч (его мысли, как и мысли всех остросоциальных режиссеров, легко читать), что капитализм (и его следствие — империализм) настолько порочная система, что хорошего выхода из нее нет. Один брат воюет против англичан, другой против капитализма (кстати, ирландская республика во время войны 1919-1921 гг. одной из первых признала РСФСР); и, по Лоучу, вторая беда страшнее. И все плохо, короче, никакого оптимизма. Слезовыжимательный фильм. Очень высокого уровня агитка.
Рождённая интересом Антона Ботева к творчеству Лоуча, и всеобщим экранковским осуждением политической конъюнктуры Каннского кинофестиваля, разделка фильма про вереск на этой неделе окончательно поставила для меня всё точки над "Ы". И над "Ф" тоже точки расставила. И над другими буквами русского алфавита (вообще, по-русски поговорка про точки над буквами меня всегда смешила, но мы сейчас не о том! Мы о праведном гневе!).
Внимание, начало рецензии.
Фильм Кена Лоучы "Ветер, который качает вереск" представляет собой драму о братоубийственной гражданской войне.
Внимание! Конец рецензии.
Всё. Больше ничего об этом фильме я сказать не могу. Ни хорошего, ни плохого. Если отвлечься от того, что сама по себе выбранная тема — братоубийственная гражданская война — является определённым маркером, не дающим картине упасть уровнем ниже заданного, приходится признать, что фильм Лоуча просто никакой. Если не считать красочного раскрытия метафоры "братоубийственный", то этот фильм решительно ничем не отличается от полутора десятков других картин о братоубийственной гражданской войне, которые я видел в своей жизни. Ну, может быть, тут чуть больше политики. Скажем, те же "Дни Турбиных" (благо основаны на могучем литературном источнике) смотрятся уж точно ничуть не хуже, а сняты были за тридцать лет до фильма Лоуча.
Картине отчаянно не хватает фантазии и хоть какой-то оригинальности. Ну да, Ирландия. Ну да, война мужественного маленького народа против империи. Ну да, кровь за кровь. Ну да, пути и тропки расходятся, и брат на брата. Ну и? Какой из всего этого следует вывод? Ведь невозможно же, чтобы в середине первого десятилетия двадцать первого века люди снимали кино просто для того, чтобы продемонстрировать, что война — это плохо? Ну?
Дай ответ, блять. Не даёт ответа, нахуй. Простите мне мой французский.
Я поставил картине три балла только потому, что сама концепция "фильма о братоубийственной гражданской войне" предполагает оценку минимум в три балла. Но это не "о, целый три балла, можно смотреть!", это "киноха на троечку".
Каннский кинофестиваль продолжает дрейфовать в объятия политкорректно-конъюнктурной истерии, теряя по дороге остатки творчества и оригинальности.
Мор:
Рецензия на фильм "Ветер, который качает вереск"
Несмотря на то, что фильм мне совершенно не понравился, ему нельзя отказать в одном — он в лоб, сильно показывает уродливость компромисса. Компромисс возможен и желанен на бытовом уровне — скажем, если и тебе, и другу нужна утром ванная, то неплохо бы найти некий компромисс во времени подъема. На уровне идеи компромисс неприемлем, даже ужасен. Нет ничего отвратительнее соглашения там, где суть заключается в борьбе до конца. "Ветер, который качает вереск" как раз и демонстрирует момент, когда вполне понятная усталость людей от войны порождает раскол в лагере, где часть готова продолжать бороться не за 5, 10, 15 процентов желаемого, а за все сто, чистую, дерзкую, грязную, суровую, беспрекословную свободу. Большинство восстаний заканчивается тем, что восставшие соглашаются на подачку, часть целого, говоря себе, что идеала все равно не достигнешь, так что нужно брать, пока дают. В этом драма восстания — в том, что делающие его несут в себе его агонию. Лоуч умело и цепко взялся за раскрытие противостояния двух братьев, один из которых хочет во что бы то ни стало продолжать, а другой — соглашается на раздел Ирландии. Что самое ценное, этот "другой" не трус, которого можно было бы вычеркнуть (он пережил пытки и не сломался), но человек с другой ценностной системой. Человек, внезапно поддавшийся существующему раскладу.
Лоуч снимает фрагментарно и деловито, он ставит перед фактом, вырезает все, что не лезет в рамку. Он выжимает эмоции, он утилитарно жесток. Концовка — это настоящая эксплуатация, перегиб. Однако что-что, а показать, каким мерзким является соглашательство, ему удалось на все сто. Все в этом моменте, когда брат приходит в тюрьму к брату и начинает стонать и нелепо говорить о семье, о доме, о будущем, которое поджидает горячего бунтовщика, складывать ручонки, вздыхать, как баба. Это — дешевка. Объяснение всегда вовсе не в том, что тебя кто-то ждет с половником борща, а в том, что ты устал бороться, в том, что ты готов согласиться на фрагмент вместо чего-то большого.
Неплохо снят и момент разгара гражданской войны, когда бывшие товарищи надевают чужую форму и начинают разыскивать "террористов", делая это почти с таким же рвением, как прежде боролись за независимость. Такова сущность человека — способность гибко изменять ориентиры под давлением обстоятельств. Я периодически слышу от разных людей-оппозиционеров, которых не раз и не два прессовали за решеткой, избивали и сажали за "инакомыслие", что у них есть друзья-опера, нормальные ребята. Это, конечно, самообман. Суть его в том, что в работе они этих приятелей никогда не видели, перед ними на стуле не сидели. А ведь такое вполне могло произойти. Лоуч решает эту ситуацию очень просто, в духе немецкого "Эксперимента" — переодевшись в чужую форму, согласившись защищать чужие законы, ты мигом переходишь в чужой лагерь. Родство, дружба, посиделки с удочкой в детстве — все это уже не имеет никакого значения. И именно поэтому я укоряю Лоуча за сцену расстрела, — внутренний мир палача не заслуживает такого натужного внимания в духе театральной сцены.
Самое забавное, конечно, это статус ИРА, которые, по слухам, живы до сих пор. Во времена, когда все ассимилировались, довольны жизнью и работой, эти ископаемые продолжают что-то там декларировать, кому-то угрожать. Каждая из таких организаций часто говорит, что хочет освобождения народа. На деле народ, как в "Легендах Риты", удовлетворяется джинсами и возможность поехать отдыхать за границу. Свобода нужна не народу, свобода нужна тебе. Революция нужна для того, чтобы революционер изменился, трансформировался, превратился в новое существо. Эту простую истину Лоуч эдак консервативно припрятал, замазав внутренними дилеммами, однако сцена в камере расставляет все по своим местам. Возможно, умирать и страшно, но вечно похожий на мертвую рыбу Киллиан Мерфи вдруг сверкнул синим льдом глаза и обрел судьбу Сарано... Вернее, мог бы, если бы Лоуч не слепил из него мученика, вперившего взгляд в небо. Его железобетонная серьезность вкупе с размазыванием родственных чувств вызывает раздражение.
Если же говорить серьезно, то "Ветер" — это прямолинейная агитка. И нечего тратить на него время, лучше включить Годара.
Чисто фестивальное кино. Прямой кандидат на множество премий. Вот и сдул ирландский ветер с пальмы золотую веточку. Достаточно было найти острую резонансную тему — борьбу за независимость (Лоучу, естественно, искать не приходилось), и снять фильм в четко реалистической манере. Так снимал Луи Маль своего "Лакомба Люсьена", историю о молодом провинциале, который начал сотрудничать с фашистами. Анаморфный экран, спокойные цвета, четкая картинка, неторопливый ритм повествования. Герой Кена Лоуча чуть постарше Лакомба Люсьена. Дэмиен — ирландец, выпускник медицинской школы, собирается в Лондон искать хорошую работу. На дворе — 1920-й год. Ирландия находится под английским каблуком. Будучи человеком флегматичным и жизнелюбивым, Дэмиен как-то спокойно воспринимает английское вторжение. Но всё портят грубые британские солдафоны, которыми кишит Ирландия и с которыми трудно быть в ладах (а вот если бы не они, если бы жизнь и дальше текла спокойно и умиротворенно, то никаких кровавых стычек и не было бы, судя по всему, хочет сказать Кен Лоуч). Последней каплей, переполнившей терпение Дэмиена, становится конфликт английских солдат и ирландского машиниста на перроне. Дэмиен возвращается в родную деревню и вступает в IRA. Теперь ему придется убивать англичан, а также соплеменников, которые предают родную нацию. Врачи вообще своеобразный контингент. Служа людям, то есть, формально будучи гуманистами, они зачастую являются редкими циниками. Учась на медика, Дэмиен преодолел брезгливость, а потому стал особенно хорошим бойцом. Главное, есть за что бороться. У него появляется новая жизненная цель. При этом приходится обирать и без того нищих деревенских жителей и сотрудничать с местными капиталистами, потому что те спонсируют армию деньгами, на которые закупается оружие. В конце концов, и вторая чаша терпения Дэмиена переполняется… даже его, врача и хладнокровного бойца, начинает тошнить от крови. Он подумывает о прекращении огня — хотя бы со своей стороны. В 1921 году Британия идет на компромисс. На юге острова появляется Ирландское свободное государство. Но на этом борьба не заканчивается. Просто выбывает один из бойцов — Дэмиен О’Донован, и заканчивается фильм, но не борьба. А выбывает О’Донован так, как и полагается тому, кто назвался груздем: в катафалке, срубленный под корень.
Заслуга Лоуча в том, что он показывает трагедию настолько "естественно", насколько вообще возможно показать трагедию "естественно".