33 всемирно известных режиссера поучаствовали в создании альманаха, который был заказан Дирекцией Каннского кинофестиваля специально к 60-летнему юбилею. Каждый снял короткометражный фильм на тему кино. Легенда говорит о том, что они не видели короткометражки друг друга.Версия для печати
Это альманах по случаю 60-летнего юбилея Каннского кинофестиваля. Режиссеры сложили многоликую приветственную речь, но многие высказывания с трудом можно отличить друг от друга. Виною здесь то, что режиссеры не получили даже синопсиса того, что снимают коллеги. Творческий метод принес недостатки в виде банальностей. Особенно досталось классическому французскому кинематографу, Годару и Трюффо, а постаревшая Жанна Моро произнесла прочувствованный любовный монолог. В плохом смысле этого слова удивили азиаты, обычно весьма интересные, — их короткометражки сильно похожи между собой. Заброшенные кинотеатры, босоногие дети, ностальгия, ностальгия — посредственная, такая понятная, но одновременно такая, как ни парадоксально, некинематографичная. В эту струю воспоминаний о временах, когда кинематограф был юным, вкраплены эксцентричные или политические фразы. Полански подтвердил странную репутацию юмориста (как его назвали в одном из интервью Коэны) — и рассказал анекдот про мужика, свалившегося со второго этажа на эротическом сеансе. Фон Триер удостоился максимального внимания прессы — в его короткометражке он смотрит собственный фильм, а сидящий рядом мужчина надоеливо рассказывает о том, кем работает, сколько машин купил и так далее. "А вы чем занимаетесь?" — интересуется он. "Убиваю", — отвечает фон Триер и раскалывает голову собеседника, после чего продолжает смотреть фильм.
Удалось ли мне обнаружить в сборнике свое кино? К сожалению, нет. Была непонятная миниатюра от Кэмпион, где девушка в костюме жука танцевала на сцене. Не "Green porno" от Изабеллы Росселини, но неуместно и потому любопытно. Понравился Иньярриту, хотя он был, как обычно, эмоционален — Анна, смотрящая на расставание на экране, испытывает несуществующую потерю, страшится непроизошедшего будущего и выходит на улицу, чтобы встретиться с объятьями любимого и медленно приходить в себя, освобождаясь от власти несбывшегося. Многие режиссеры коснулись темы воров и слепых в кинотеатре. Забавный пустячок — новелла, в которой девушка хватает руку вора, забравшегося в ее сумочку, и в темноте прижимает ее к заплаканному лицу. Понравился междусобойчик бразильских парней, которые просто исполнили песню на двоих, рассказывая какой классный Каннский фестиваль, да какие там зажигательные тетки, да что за звезды расхаживают по площадке. В конце ролика один говорит другому: "Да я там никогда и не был вообще-то". "А чего же тогда говоришь?" "В Интернете прочел".
Плохо, что мне попался диск, на котором отсутствовали работы Коэнов и Линча, поэтому о них я ничего не могу вам рассказать. Если о работе Коэнов есть отзывы, то участие Линча под вопросом, словно городская легенда. Часть имеющихся новелл — бессмысленные зарисовки в духе первой короткометражки Феллини (дождь, зонтики, люди), другая часть — слезовыжимательная практика, третья часть — легко предсказуемые и неизобретательные ностальгические вздохи. Присутствует и отечественный автор — Кончаловский, который снял эпизод о том, как в то время, как уборщица со слезами на глазах снова пересматривает Феллини, на заднем сиденьи громко трахается молоденькая парочка. Трудно понять, обвинил ли их режиссер, хотя большинство зрителей склонились к такой трактовке, мне же показалось, что кинотеатр для каждого послужил наилучшим образом. Диссонансом и попыткой легко отделаться выглядят нарочито поликорректные новеллы. Под такие работы очень хорошо засыпать. Не думаю, что кино заслужило подобную "оду", хотя результат понятен — зачем режиссерам высказываться о любви к кино, когда каждый из них посвящает этому всю свою жизнь?