Награды: "Оскар" — лучшая актриса второго план (Т.Суинтон). National Board of Review, USA — лучший актер (Дж.Клуни). Satellite Awards — лучший актер второго плана (Т.Уилкинсон). Washington DC Area Film Critics Association Awards — лучший актер (Дж.Клуни). San Francisco Film Critics Circle — лучший актер (Дж.Клуни). Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards — лучшая актриса второго план (Т.Суинтон). Kansas City Film Critics Circle Awards — лучшая актриса второго план (Т.Суинтон)..
Признаться, я смотрел фильм уже после того, как прочёл рецензию Владимира Гордеева, и поэтому был очень удивлён. Напомню вам, что Владимир назвал свою рецензию "Посланец ООН в бою" (это, так надо понимать, намёк на Посла ООН Джорджа Клуни), и написал, что фильм эпизодический и говно. И ещё в комментариях указал, дословно: "Характеристика "эпизодический фильм" полностью отражает его суть. Политкорректная мозаичная чепуха в духе "Вавилона"". Ещё раз перечитав всё это, и подумав, как следует, я пришёл к единственно верному выводу: мы с Вовой смотрели два разных фильма. Потому что из всего, что он написал, только слово "говно" при желании можно применить к тому фильму, что смотрел я (ну, на вкус и цвет, как говорится). Всё остальное не имеет с ним ничего общего. Таким образом, приходится допустить, что в мире существует две картины под названием "Майкл Клейтон", и в обоих главную роль играет Джордж Клуни. Так что будьте осторожны. Остерегайтесь подделок!
Итак, тот фильм, что смотрел я (не путать с тем, что смотрел Вова!) представляет собой неплохой юридический триллер (из тех, что в первой половине девяностых снимали пачками по романам Гришема), отличающийся от стандарта в худшую сторону несколько упрощённым и прямым, как болт, сюжетом, а в лучшую — зачотным персонажем Тома Уилкинсона, и зачотной актёрской игрой. В первую очередь, конечно, опять же Тома Уилкинсона. Во вторую — Тильды Свинтон, и ещё бригады актёров помельче, включая и Джорджа Клуни, играющего главную роль.
Фильм начинается с сет-апной сцены, действие которой, как мы вскоре узнаём, разворачивается не в начале, а уже ближе к концу сюжета. Нам показывают Майкла Клейтона — матёрого юристищу, который в своё время просрал свой шанс стать крутым судебным адвокатом, зато нашёл свою нишу в том, чтоб быть "чистильщиком" — решать неожиданно возникающие проблемы хороших клиентов юридической компании, в которой он занимает какой-то там непонятный пост "по общим вопросам". - Я не волшебник, — говорит он, — я мусорщик. Формула проста: чем меньше дерьма, тем легче мне его разгрести. Ещё Майкл Клейтон когда-то пытался открыть бар — или ресторан, не суть важно — и прогорел, уж непонятно почему. И ещё он имеет проблемы с нездоровым стремлением к азартным играм, и брата-наркомана, который спиздил покрышки его, Майкло-Клейтоновской бывшей жены, и влез в долги, которые он, Майкл Клейтон, должен теперь отдавать из денег, которых у него нет, потому что в своё время он прогорел с баром, и всё остальное спустил на азартные игры. Вот такой сет-ап.
И вот Майкл Клейтон едет на машине где-то в ХЗГ, и вдруг останавливается (зрители, то есть мы с вами, ещё думают, что это самое начало сюжета). Он выходит из машины, и идёт к лошадям. Понравились ему лошади, и вот он стал на обочине у пригорка, и полез в гору, чтоб погладить лошадей. И вот когда он их гладит по гривам, его машина взрывается. А потом появляется надпись "за 4 дня до этого". Так зритель узнаёт, что всё, что он только что видел — это не начало сюжета, а типа такой сюжетный ход: тебе показывают кусок ближе к концу, а потом показывают надпись "за столько-то до того-то", и потом уже идёт фильм.
А дальше уже, собственно, начинается сюжет. Он начинается с того, что юрист — серьёзный, типа, матёрый юристище — из той же фирмы, что и Клейтон, и типа его друг, на предварительном слушании скандального дела типа "корпорация счастье против людей, которых она пыталась осчастливить" вдруг разделся, выбежал на улицу, и стал бегать голышом по парковке, пока его не арестовали. И Клейтона отправляют разобраться с этим делом, разгрести, так сказать, дерьмо. Дальше выясняется, что этот юрист не может больше защищать интересы жадных корпораций, а решил покончить с прошлым, и защищать теперь бедных обманутых вкладчиков. Убить в себе, так сказать, внутреннего буратину, и устроить, так сказать, похороны вентрилоквиста. А голышом он бегал, чтоб привлечь внимание, так сказать, к этой проблеме. Впрочем, он, конечно, немного двинутый мозгами. Вот его-то как раз и играет Том Уилкинсон, и играет, должен заметить, охуенно. Его монолог о том, как он застыл посреди дороги, и прозрел, можно вырезать из фильма, положить на музыку, и крутить по MTV — хитяра будет, зуб даю.
Дальше там, в общем-то, ничего такого, о чём стОит отдельно сказать, нету. Ну корпорация, юридическая фирма и невротическая Тильда Свинтон с одной стороны, ну правда с другой стороны, ну Майкл Клейтон посередине с чеком на 80 тысяч и предложением подписать бумажку о неразглашении, и забыть обо всём. Ну, в общем, как обычно всё. И идёт как обычно, и заканчивается как обычно, обычный, короче, юридический триллер. Прикольный только в конце такой штрих: Клейтон садится в такси (первое, кстати, подкатившее такси), говорит ехать, куда глаза глядят, и машина типа едет, а сзади за ней ещё одно такси. И вот они едут, а это заднее такси — не остаёт, и едет вслед за тем, куда сел Клейтон. И конец фильма.
Что этим хотел сказать Тони Гилрой? Хуй его знает.
Мне фильм понравился. Ну, мне вообще сценарии Гилроя нравятся, даже если они такие обычные, как этот. У него в сценариях всегда полно хороших характерных деталей, все персонажи с какими-то бекграундами, и все плохие — это хорошие, которые когда-то оступились, и теперь увлечённо сражаются сами с собой. Мне такое нравится.
Только не спутайте фильм с тем, что смотрел Вова! Там, напомню, ООН, его посланцы, бои, мозаичная чепуха, похожая на "Вавилон" Иньярриту, политкорректная эпизодичность, и ещё много такого, о чём Вова даже не стал писать!
P.S. Я непролазный тормоз. Уже написав рецензию на этот фильм, узнал, что три дня назад умер Сидни Поллак, продюссер и исполнитель одной из второстепенных ролей в этом фильме. А я о нём ни одним словом не обмолвился. Ну, теперь обмолвляюсь: земля ему пухом.