"Парень из Фриско" не претендует ни на какую достоверность, и это сразу отшибает у зрителя охоту относиться к нему серьезно. Начинается он с того, что где-то в Польше проходит заседание совета ешивы, а слабоуспевающий бородатый студент (второй с конца) с дебильным видом катается на коньках по замерзшему пруду. Пруд настолько камерный, что камера (прошу прощения за каламбур), чтобы не вылазить за пределы декораций, зафиксирована в одной точке. Широкоугольная камера, надо признать. Широкий пруд!
Поначалу фильм не нравится. Как-то не очень смешно. Все искусственно. Филадельфия, куда прибывает новоиспеченный сан-францисский раввин, такая же искусственная, как и Польша. Чувствуется павильонность съемок, нет пространства. Денег, что ли, пожалели. Жлобы.
Нравиться начинает со съемок на природе. Природа настоящая, американская, ее-то не подделаешь. Добро пожаловать-таки в страну Мальборо, Авраам! И довольно странно, что вместе с настоящей природой сюжет начинает восприниматься тоже как настоящий. Даже захватывает. Человека, там, ограбили и выкинули из повозки, потом ему, там, помогли добрые обитатели Новой Англии, потом он поехал, там, на поезде, потом перестал ехать, потому что суббота, там, ну и так далее. Потом тень правдоподобности снова пропадает в ярком свете вымысла, но зритель уже попался на крючок, тем более, рассуждает зритель, что начальные кадры и не настраивали его особо на правду.
Ну и, в общем, недотепистый раввин, исправно соблюдая субботу, едет через всю Америку, находит друга, грабит банки, попадает в плен к индейцам, показывает еврейскую стойкость, применяет еврейские хитрости, спасается от погони, участвует в перестрелках и так далее. Это довольно смешно. Очень хорош Джин Уайлдер со своим Шнобелем. Просто превосходно играет. Все штампы вестерна обыграны без злости и со вкусом, все они сюжетно оправданы и стройно вплетаются в ткань повествования.
Неожиданно на таком легкомысленном и, прямо, скажем, недостоверном материале проявляются ближе к финалу и такие серьезные темы, как дружба, любовь, верность и т.д. Злодеи не лишены человеческих чувств и даже какого-то благородства, несмотря на отталкивающие свои хари. Все соразмерно, все показывает не то чтобы особый вкус, но, по крайней мере, не такое уж его отсутствие, которое было свойственно первым приключенческим фильмам Олдрича типа "Апача". Роберт Олдрич научился-таки перед смертью снимать вестерны.