Награды: Золотой Глобус — 2008 — лучшая актриса второго плана (Кейт Бланшетт) Венецианский кинофестиваль — 2007 — лучший режиссер, спецприз жюри, лучшая актриса (Кейт Бланшетт). Camerimage — 2007 — Бронзовая лягушка оператору фильма "Независимый дух" — 2007 — награда Олтмана всему ансамблю фильма. .
Интересные факты о фильме:
- фильм представляет собой своеобразный биопик Боб Дилана, где его играют семь актеров, причем персонаж каждого носит свое имя.
- Кейт Бланшетт надевала под брюки носок — это помогало ей двигаться, как мужчина.
- для тех, кто совсем не понял отрывок с Ричардом Гиром: Боб Дилан писал музыку и играл одну из ролей в вестерне Сэма Пэкинпы "Пэтт Гэррет и Билли Кид".Версия для печати
- Что вы хотите сказать свои поклонникам? - Идите в жопу, уроды.
Так как правила игры в создании биографических картин давно известны, основная изюминка фильма заключалась в том, что Боба Дилана играет почти десяток разных актеров — от мальчика-негра до Кейт Бланшетт (уже получившей за это Золотой Глобус), от умершего от передоза Хита Леджера — до уже работавшего с режиссером прежде Кристиана Бэйла и даже Ричарда Гира. Дилана там нет. Ни одного из персонажей даже не зовут Дилан. Они представляют собой периоды-клише, и это радует, потому что сигнализирует не только о том, что жизнь любого известного человека — мистификация, но и подставляет постмодернистскую подножку, подшучивая над собственными спотыканиями. Мальчик — это детство, в котором совершаются подвиги и звучит блюз. Леджер — звезда с семейными проблемами. Уишоу — гений-аутист. Гир так и вовсе призрак из другого фильма (хочется даже сказать из другого другого фильма, т.к. Гир сам по себе — персонаж). Так или нет, "Меня здесь нет" смотрится рыхлым фаршем, на фоне которого зажигает Кейт.
Хвалить Кейт Бланшетт становится уже дурным тоном, но ты спрашиваешь себя — что еще сделает эта женщина? На что еще она способна? Кто знает на это ответ, обладает прозрением пророка. Бланшетт, небрежно дающая интервью или выходящая расхлябанной походкой из машины, — это действительно прекрасно. Без всяких скидок и оговорок. Прекрасно — и все. Т.е. и мокьюментари с вымышленными интервью, и история про жену, и эти вечные разговоры непризнанного гения с кислотой, бунтом против системы, затем бунтом против бунта, — так, ерунда, на фоне которой Кейт играет в мужчину, в Дилана, в Кейт, которая играет в Дилана, и еще во множество разных героев, то усмехаясь в черных очках, то глядя на себя в зеркало в рубахе в горошек.
Ожидать от Хейнса классической работы не стоит — здесь меняется курс, блюзмены превращаются в лабающую рок Бланшетт, а интервью разрывается вечеринкой. Отсутствует стандартное повествование, последовательность. Постоянно происходит переключение между героями, отыгрываются забавные сценки. Т.е. это не "Переступить черту", конечно. Сока добавляют и приятные сюрреалистические и юмористические ноты. Например, Хэллоуин в "этом городке". Или сцена с Аленом Гинзбергом — вот ведь штучка! "А как зовут этого поэта, Гинзберга, я забыл?" "Ален. А вон он, кстати". И впрямь, за окном появляется бородатая физиономия. "Это был Ален Гинзберг!" Впрочем, видеть нужно. Периодически Хэйнса озаряет. Но в целом фильм получился несколько зануден, а до Кейт Бланшетт нужно еще досидеть, продираясь через трибьют Хейнса самому себе (с помощью Бэйла и кантри). Казалось бы, Хейнса, который так здорово посмеялся над иконами в своей "Бархатной золотой жиле", нельзя заподозрить в чрезмерном уважении к авторитетам, однако он сдал. Т.е. не обошелся без приколов, маленьких клевых подначек, но их маловато.
Что касается Дилана, то кусочки его биографии перетасованы и сложены мастерски. При этом авторский голос не говорит, какой наступил год, мы и так знаем об этом времени. Волосатые, Вьетнам, телевидение, — ты словно сам жил в Америке после просмотра многочисленных фильмов. Это фильм о времени, которое заездили и размазали по пленке слишком тонким слоем. Но Хэйнс добавляет специй с помощью старой Америки и духа вестерна — такое себе не каждый позволит. Дилан предстает перед нами не очень приятным сгорбленным типом, выдающим запутанные тексты, которые заставляют фанатов визжать. Это здорово, потому что даже покрытые прыщами и издыхающие от гниения заживо музыканты обычно в биопиках выглядят романтизированными героями. Дилан же похож на неприятного гика, который легко может молчать, молчать, а потом сказануть что-нибудь, из-за чего ты захочешь ударить его поленом.
Думаю, фанаты Дилана и любители биографий получат удовольствие. Остальным нужно наблюдать за Кейт. Плюс в фильме присутствует замечательная сцена с жирафом, которую вы можете увидеть чуть ниже: