Режиссер:
Владимир Алейников. Сценарий: Юрий Перов, Владимир Алейников, Кэтрин Мартин, Оператор: Анатолий Гришко, Композитор: Тамара Клайн, Продюсер: Владимир Алейников.
В главных ролях: Джордж Сигал, Тамара Тана. В ролях: Николай Кочеганов, Виктор Репников, Наталия Силантьева, Николай Добрынин.
Этот исторический детектив примечателен тем, что в его создании принимали участие три персоны, довольно известные в кинематографическом мире. Это режиссер Владимир Алейников, постановщик "Приключений Петрова и Васечкина", Джордж Сигал, игравший в "Кто боится Вирджинию Вульф?", и гример, который делал маски обезьян к "Планете обезьян" 1968 года. Больше в фильме нет ничего примечательного. С другой стороны, американские зрители не знают про "Петрова и Васечкина", а советские зрители никогда не видели Сигела и американского гримера в деле. То есть, можно сказать и так, что в фильме нет вообще ничего примечательного. Перед нами типичный образец фильма категории Б. Что-то вроде "Ведьмы" Олега Фесенко.
Фильм сделан в жанре исторического детектива (вроде "Двух стрел" Аллы Суриковой) с легким уклоном в мистику. Однако сценаристы добровольно похерили, причем в самом начале, мистическую интригу. Действие происходит в языческом поселении, где-то во времена Киевской Руси. По ходу языческого праздничка погибает девушка. Считается, что убил ее оборотень. Однако, нам с самого начала показывают, что убил ее человек, селянин. Впрочем, он был в козлиной маске.
Тем самым сохраняется традиция советского кинематографа — у каждого чуда обязательно должно быть разоблачение! Но зачем же в самом начале раскрывать карты? Ведь авторы могли тянуть до последнего, обыграв тему чудовищ так, как это сделал, к примеру, М.Найт Шьямалан в "Таинственном лесе". Впрочем, ТАК сделать все равно не получилось бы. "Таинственный лес" — фильм далеко не фонтан, но там иногда присутствует саспенс. Фильмы же категории Б потому и являются второсортными, что никакого саспенса там нет и в помине, хотя плакат заманивает зрителя обещаниями "ужаса" и "невиданного напряжения".
"Феофания" сделана в переломный момент, на рубеже совка и пост-совка. Поэтому разоблачения разоблачениями, но привкус мистики уже присутствует. Есть там такая Феофания, местная знахарка-ведунья, которая как раз разоблачит злодея. Есть и другие разоблачения: Алейников оголил всех баб в селе, — что является еще одним признаком второсортного фильма. Актрисы разоблачаются часто и в охотку.
Сценаристы попытались придать этому балагану нотку серьезности. Поэтому появляется православный батюшка, который противостоит язычникам. Конфликт! Поскольку фильм снимался в 1991 году (т.е. еще в эпоху Советского Союза), батюшка в фильме — мудаг.
Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать по поводу "Феофании", которая вышла на западных видеокассетах под названием "The Clearing" ("Очищение") и тоже не снискала лавров.