В главных ролях: Отто Сандер, Бруно Ганц, Настасья Кински. В ролях: Уиллем Дефо, Рюдигер Фоглер, Питер Фальк, Михаил Горбачёв, Ханс Рюман, Моника Хансен, Лу Рид, Йелла Роттландер.
Награды:
1993 — Гран-При Жюри — Вим Вендерс (Каннский кинофестиваль)
1994 — Лучший режиссёр — Вим Вендерс (Bavarian Film Award)
1994 — Лучшая операторская работа — Юрген Юргес (German Film Award).
Интересные факты о фильме:
Питер Фальк, Лу Рид и Михаил Горбачёв играют в фильме самих себя.
Кстати, сняться Горбачёва уболтала его секретарша, которая была большой поклонницей творчества Вендерса.
А плакат Лу Рида можно увидеть в подземке, где идёт Кассиль после превращения в человека.
Персонажа Уиллема Дефо зовут Emit Flesti (Эмит Флести), что представляет собой надпись "Time Itself" ("Само время") наоборот.
Это третий совместный фильм Настасьи Кински и Вендерса после "Ложного Движения" и "Париж, Техас".
Человеческое имя ангела Кассиля — Karl Engel. "Engel" — это "ангел" по-немецки.
В одном из эпизодов снялась актриса Йелла Роттландер, которая до этого последний раз снималась в 1970-х годах (ещё ребёнком), в том числе играла главную роль в фильме Вендерса "Алиса в городах" (1974). Тогда её партнёром по фильму был Рюдигер Фоглер в роли Филиппа Винтера. В "Так далеко, так близко!" она играет ангела персонажа, которого тоже зовут Филипп Винтер, и которого снова играет Рюдигер Фоглер. Вот такой "совместный столилайн" главных вендерсковских франшиз.
Из первоначального монтажа картины, который получился больше трёх с половиной часов, Вендерс вырезал больше часа, чтобы всунуть фильм в прокатный формат.Версия для печати
Дмитрий Савочкин:
Рецензия на фильм "Так далеко, так близко! / Небо над Берлином — 2"
Я отлично понимаю, почему этот фильм у нас везде называется по-русски "Небо над Берлином — 2". Ну, и вы тоже без труда догадаетесь. Потому что это — продолжение "Неба над Берлином". Но при этом, принимать такое название мой моск отказывается. Неслучайно ведь сам Вендерс назвал свой фильм так, чтоб ну уж вообще никаких параллелей не было с первым фильмом: "Так далеко, так близко". И я бы настаивал на том, чтоб пользоваться именно этим названием.
Собственно, общего у первого и второго фильма — только легенда, стори-лайн, да и то не полностью. В центре повествования уже другой ангел — друг того, что в прошлом фильме стал человеком. И вообще персонажи почти все другие, кроме парочки главных героев из первой картины, и вечного Питера Фалька. Но не это главное. Главное — совсем другое кино, ну совсем другое. Во-первых, у этого фильма есть сюжет и более или менее ясно различимая фабула. Нам, пусть и немного хаотично, но рассказывают историю. В смысле, такую, которую можно, например, пересказать своими словами при желании, а не только увидеть на экране. Во-вторых, картина сконцентрирована на персонажах, поворотах сюжета, и прочая-прочая-прочая, а не на городе. Этот фильм, в отличие от предыдущего, уже можно было бы снять в половине мегаполисов мира, в нём нет той специфической берлинскости, которая так бросается в глаза в "Небе над Берлином". Видимо, после того, как город слился из двух половинок, Берлин Вендерса умер. То ли он теперь стал слишком большим (в фильме целый эпизод о том, как Питер Фальк заблудился в восточном Берлине), то ли отсутствие стены, которая опоясывала всю вендерсовскую ойкумену, так сказалось. Но города больше нет, теперь он не персонаж картины. Удивительная космополитичность, кстати, ещё и в тексте: картина снята почти в равной степени на немецком и английском, с вкраплениями французского, русского и каких-то восточных языков. Ну и, в-третьих, в фильме совсем другой "баланс сил". Если "небо над Берлином" было охуенно беззлобным фильмом, где были только ангелы, и люди, которые, считай, те же ангелы, а главным вопросом был "есть ли вообще зло?", то к моменту съёмок "Так далеко, так близко" Вендерс уже однозачно дал себе ответ на этот вопрос. Зло есть. И хотя нам в фильме так ни разу и не показывают дьявола, чертей, или каких-нибудь демонов, а вместо ада демонстрируют канализацию, незримое присутствие зла чувствуется здесь практически в каждом кадре.
Сюжет, если коротко пересказывать, в следующем. Кассиль, который в первом фильме оставался ангелом, в этом вмешивается в дела людей — он спасает падающую из окна девочку — и становится человеком. Дальше он идёт к своему другу, которого здесь, так же, как и в первом фильме, играет Бруно Ганц, они вместе отрываются и радуются жизни, но уже через какое-то время начинает страдать от одиночества. Ганц-то падал на землю к живой бабе, которая его уже практически ждала. А у Кассиля, наоборот, баба осталась там, среди ангелов — её играет Настасья Кински, удивительно красивая в этом фильме. И вот он страдает, и мучается, но никак почувствовать её не может. И в этом, собственно, весь фильм, и называется он так именно поэтому: что вот, мол, она так близко, но при этом почувствовать невозможно. И поэтому мы думаем, что ангелы так далеко — а они-то так близко. И так далее.
Дальше там он устраивается на работу к какому-то сыну бывшего нациста, который нанял частного сыщика искать свою потерянную сестру, а потом он его спасёт от смерти, а потом... в общем, и так далее. Не буду спойлить, к этому фильму, в отличие от предыдущего, понятие "спойлера" вполне применимо. Михаил Горбачёв, цитирующий Тютчева, Лу Рид, и всё тот же Питер Фальк играют самих себя, причём Фальк всё такой же жук-соблазнитель, протягивающий руки в пустоту, и приглашающий всех ангелов присоединиться к нему на Земле. Но самый колоритный персонаж достался Уиллему Дефо, и, будучи помноженным на его актёрский талант, он становится едва ли не центральной фигурой в картине. Его персонаж, названный везде в описаниях "охотником на ангелов", в картине оказывает не-пойми-кем, но при этом кажется каким-то порождением хтонических сил. На деле же он — просто время, которое добро к тебе, если ты сам добр, и зло, если ты зол. Эдакий трикстер, играющий, в итоге, решающую роль в судьбе героев.
Интересный, своеобразный, хотя и слегка затянутый фильмец.