Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Красный отель" или ты же не хочешь расстраивать маму?
Всё начинается с убийства поросенка Пряника лопатой по башке и лупли дрессированного медведя, наряженного в дурацкий чепец. Жестокость по отношению к животным я переношу очень плохо, поэтому весь фильм продержалась на предвкушении справедливого возмездия и жажде человечьей крови. Название — "Красный отель" — должно бы означать, что крови будет залейся, однако таковая появляется в течение всего фильма два раза и ровно по чайной ложке. Такая сдержанность очень похвальна, потому что если бы французская суетливость сопровождалась фонтанами брусничного морса, получился бы "Дом тысячи трупов" в крайне ухудшенном претензиями варианте. А так в этой чернухе просматривается даже некоторое изящество и — вы не поверите — юмор.
В стороне от городов и дорог, между бурлящей на дне пропасти рекой и далеким мужским монастырем, стоит замшелая гостиница. Управляют ею муж и жена — симпатичные, жизнерадостные и жизнелюбивые убийцы, и мне изначально навязывают сочувствовать им (наивность режиссера трогательна). У убийц двое детей: доченька-красавица, которая относится к родительскому промыслу и разложенным по дому трупам снисходительно до равнодушия, и глухонемой дурачок сын — он дружит с поросятами и забивает постояльцев молотом. Такой незатейливый семейный бизнес.
Обычно хлопот не было, в такую глушь заносило лишь одиноких путников. А тут прикатил целый дилижанс, полный богатеньких буратин, и где прикажете их разместить, если сапоги предыдущей жертвы еще не догорели в камине? Каждый охотник желает однажды завязать — после самого крупного дела. У хозяйки, строгой матери семейства, появляется кружащая голову перспектива убить всех зайцев разом. Среди прочих гостей присутствует священник, сопровождающий юношу в монастырь, а значит можно исповедоваться за все предыдущие жертвы — их сто двадцать пять — и въехать в новую жизнь, оседлав невинность. Гости все богаты — обобрав каждого, можно безбедно жить до конца дней. Проблемы только две: как незаметно убить такую уйму народу, и что делать со священником? Религиозная и сердобольная мамаша требует отпустить его, выгнав под каким-нибудь предлогом. Папаша же точит зуб на драгоценный ковчежец, в котором священник везет в монастырь кусок чьей-то берцовой кости, и слышать ничего не хочет. Сам же священник, приняв исповедь хозяйки сквозь решетку для жарки каштанов (уж так положено у католиков), становится единственным среди гостей человеком, понимающим смысл всего происходящего, однако он связан тайной исповеди и поэтому не способен разъяснить свое желание выгнать всех постояльцев из злосчастного отеля. Ему приходится действовать нелепыми хитростями и околичностями. Тем временем хозяйская дочка успешно охмуряет юношу, назначенного в послушники и являющегося по совместительству сыном известного судьи — какие перспективы открываются для семейки серийных убийц, если они породнятся с судьей!
В этой комедийке лишь два действительно затейливых и забавных момента. Во-первых, выглядит она как вывороченный наизнанку детектив, где изначально всё известно о мотивах и поступках каждого, а задача состоит не в разоблачении преступника, а в ожидании такого стечения обстоятельств, которое приведет к желаемому финалу. В этой связи интересно было бы смоделировать рассказ обо всем произошедшем от лица кого-нибудь из уцелевших постояльцев. Во-вторых, из последней сцены фильма выскакивает, словно из рукава фокусника, совершенно неожиданный букет истин наподобие "От смерти не убежишь", "Кому суждено утонуть — не быть повешенным" и "Пути Господни неисповедимы". Священник же, как и положено спасителю человечества, замыкающий фильм, резюмирует всё произошедшее словами: "Долог путь к тебе, Господи!" И действительно — каждый персонаж дошел до собственного финала очень непростым путем, иногда даже и не догадываясь о его витиеватости.
Я смотрела у Кравчика "Васаби" и что-то из "Такси", и, насколько понимаю, главная задача, которую он перед собой ставит — это чтоб было бодро, задорно и с мордобоем, не заботясь об изысканности диалогов и кристальности логики — здесь она тоже решена, и не без изобретательности. Если в задачу режиссера входило также не напрягать зрителя всякими эстетскими глупостями вроде пресловутого послевкусия и вообще лишних размышлений, от которых на лбу происходят морщины, могу констатировать полный успех: "Красный отель" видишь ровно столько, сколько он длится, и ровно столько же времени им интересуешься, не скучая. Никаких довесков глубинной морали или задетых тайных комплексов за фильмом не волочится, и его вполне можно посмотреть с друзьями, когда вам совершенно нечем заняться. Поэтому фильм получает 2,5 по экраночной системе, что в переводе на школьную означает все же три с минусом.