В главных ролях: Тимоти Сполл. В ролях: Эдди Марсан, Джульет Стивенсон, Шейла Шехович, Кристофер Фулфорд, Мэри Стокли.
Награды: 2006 — Приз зрительских симпатий и "Серебрянный Хичкок" — Адриан Шергольд (Dinard British Film Festival).
Интересные факты о фильме:
Фильм основан на жизни британского палача Альберта Пьерпойнта, но при этом поставлен по оригинальному сценарию, а не по его собственной автобиографии.
Не смотря на американскую версию названия, Пьерпойнт не был последним палачом. Он уволился из "Внутренней службы" в 1956 году, а последние казни были совершены в Великобритании в 1964. Ирония заключается в том, что в Британии вообще не было "Последнего палача" — двое последних приговорённых к смерти были казнены одновременно в двух разных тюрьмах двумя разными палачами. Вместе с тем, Пьерпойнт был последним носителем титула "Chief Hangman".
Нижеследующий факты могут содержать спойлеры!
Время казни отсчитывается с момента, когда приговорённого выводят из его камеры, до момента, когда открывается люк под его ногами. Самая быстрая казнь в истории Великобритании — 7 секунд — была совершена Альбертом Пьерпойнтом 8 мая 1951 года, когда он повесил Джеймса Инглиса, приговорённого за убийство проститутки.
Казнь нацистских преступников на самом деле не была непрерывным процессом, как это показано в фильме. В действительности Пьерпойнту пришлось летать на континент (в разные города Германии и Австрии) более 20 раз. За это время он казнил около 200 нацистов.
Вместе с тем, Пьерпойнту действительно пришлось однажды казнить 13 человек в день, с перерывами по 30 минут, казня мужчин по двое за раз.
Неназванная в фильме девушка, которая улыбается Пьерпойнту перед казнью — это Рут Эллис, последняя женщина, казнённая в Великобритании, после казни которой началась травля Пьерпойнта.
Пьерпойнт был единственным в истории Великобритании палачом, которого после подачи заявления об увольнении правительство пыталось уговорить остаться.
Альберт Пьерпойнт действительно казнил Джеймса Генри Корбитта, с которым они пели песни, как "Тиш" и "Тош", узнав его лишь перед самой казнью. (Этот эпизод подробно описан в автобиографии Пьерпойнта, и очень точно восстановлен в фильме). Это было одной из причин того, что после отставки Пьерпойнт был рьяным противником смертной казни.Версия для печати
История Альберта Пьерпойнта — одного из самых знаменитых палачей за всё время существования человечества — настолько поражала воображение сама по себе, что единственным моим опасением было: "не справятся". Берясь за такую трудную и серьёзную тему, большинство киношников либо скатывается в слезливый мелодраматизм, либо начинает живописать разные кровавые подробности — и в том, и в том случае получается лажа. Но, как это не странно, справились. Англичане не разучились делать кино — и это чертовски приятно.
Рассказывать сюжет фильма кажется совершенно лишним — ибо суть его, в общем-то, не в сюжете. Это история человека, который каждый день просыпался, одевался, выходил на улицу, и делал то же, что и всегда: развозил бакалею, пил пиво, общался с людьми, которые и не подозревали, что рядом с ними — один из немногих представителей редчайшей, умирающей профессии: палач-вешатель. Об Альберте Пьерпойнте можно довольно много узнать из книг и интернета: потомственный палач, считающийся самым быстрым в истории, одним из самых продуктивных в истории, и ставший неожиданно знаменитым, когда ему выпало казнить приговорённых к смерти военных преступников — нацистов. Он не выбирал становиться великим. Сама жизнь втолкнула его в величие.
Будучи абсолютно холодным — чинным, как старая добрая Англия — фильм по крайней мере трижды выбивал у меня из глаз слёзы, которые мне трудно самому себе объяснить. Картина — почти чистейшая квинтессенция тяжести, груза, который по ходу просмотра ложится тебе на плечи всё сильнее и сильнее, придавливая к полу. Авторы фильма выбрали единственную возможную манеру изобразить характер Пьерпойнта: как человека, для которого самым главным в жизни было нести крест. Его крест. Ни более, ни менее. Потрясающее чувство меры. Ни более. Ни менее. Никаких перегибов. Никакой избыточности.
Процентов на пятьдесят фильм держится на Тимоти Сполле — но я, в общем, после "Интима" не сомневался, что он может справиться с ролью любой сложности. Его Альберт Пьерпойнт — человек, который не выбирал свою судьбу. Не решал становиться палачом. И не жаждал ни славы, ни величия. Всё, чего он хотел — это держаться. Держаться с достоинством, день за днём, продолжася делать то, что должен, чтобы никто и никогда не мог сказать про него "он сломался". Он не получает удовольствия от своей работы — и научился игнорировать её тяжёлые и неприятные моменты. Он просто делает то, что умеет, делает это лучше всех, и каждый вечер, засыпая, говорит себе: "ты был молодцом".
И эта чинность только подчёркивает ужас ситуации в единственном моменте, когда равновесие Пьерпойнта даёт трещину — в сцене диалога с женой после казни Джеймса Корбитта. Более тягостной и мучительной сцены, кажется, я вообще в кино не видел никогда. Но Пьерпойнт снова берёт себя в руки. И снова идёт по жизни, неся свой крест.
Концовки у фильма, в общем-то, нет. Он просто заканчивается. И всё. И это "и всё" оставляет зрителя наедине с внутренним миром Альберта Пьерпойнта. Мы ждали катарсиса — но нам осталась просто жизнь. Выйти из кинотеатра, надев шляпу и макинтош, и идти дальше по жизни, неся свой крест. И, думаю, это единственно возможная концовка для подобной картины.