Режиссер:
Пол Верховен. Сценарий: Рональд Шуссетт, Гэри Голдман, Дэн О'Бэннон, Джон Повилл (по мотивам рассказа Филиппа К.Дика), Оператор: Джост Вакано, Композитор: Джерри Голдсмит.
Награды: Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов — лучший фильм в жанре научной фантастики, лучшие костюмы. BMI Film & TV Awards — лучшая музыка. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж..
Интересные факты о фильме:
Этот фильм мог снять Дэвид Кроненберг. Во всяком случае, он написал 12 вариантов сценария.
Вместо Шварценеггера могли сыграть Уильям Херт и Патрик Суэйзи.
Реализовать проект поначалу взялась студия Дино Де Лаурентиса (уже поработавшая над "Дюной"). "Возвращение воспоминаний" она все-таки не осилила — обанкротилась.
Звали режиссировать фильм Брюса Бересфорда (прославившегося психологической мелодрамой "Шофер мисс Дейзи")..Версия для печати
Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Возвращение памяти / Вспомнить все"
Филипп К.Дик, величайший писатель-фантаст ХХ века (может даже пророк), написал как-то маленький рассказег, в котором выразил прикольную идею: а шо если сократить время отпусков! Человек выходит, так сказать, в отпуск, сует деньги в туристическую компанию, которая "осуществляет" поездки на Марс, Венеру, Нарнию, Средиземье. Вымышленные воспоминания органично имплантируются в человеческую память и человек чувствует себя органично обогащенным пиздатыми воспоминаниями, которые ничем не отличаются от прочих его воспоминаний.
Сценаристы фильма "Возвращение памяти" пошли еще дальше и соорудили сценарий в "духе Филиппа Дика". Надо сказать, что получилось у них это весьма блестяще. Чистой воды паранойя! Как писал как-то раз Филипп Дик кому-то в письме или кому-то в статье: "Китая не существует! Но если вы захотите поехать в Китай, то вам быстро соорудят и Китай, и китайцев, и Великую Стену".
Так же и герой фильма, работяга землекоп Д отправляется в туркомпанию, но как токо начинает работать диавольская машинка с целью насаждения в мозг Дагласа чудесных воспоминаний о Марсе, из памяти Дагласа начинают всплывать погубленные было реальные воспоминания. И оказывается, что Даглас на самом деле был на Марсе, исполняя секретную миссию! Вот только потом его воспоминания стерли гнусные корпоративщики. Вокруг Дагласа заговор! Тогда он начинает месить всех кругом, возвращается в панике домой, но оказывается, что жена его — тоже жучок-разведчик… и ему не остается ничего иного, кроме как отправиться на Марс, чтобы уже там разобраться в своих воспоминаниях, а заодно сотворить мир во всем марсианском мире.
Зритель с самого начала действия машинки будет теряться в догадках, то ли в самом деле землекоп — герой, то ли все это — виртуальность. Пол Верховен к тому же насыщает фильм сплошным действием, чтоб зритель не заскучал, разгадывая сию головоломку. Арни бегает, стреляет и орудует кулаками без перерыва.
Самым филиподиковским флюидом оказывается набор кадров, в которых работник туристической компании, прибывший на Марс, предлагает Дагласу добровольно подставить руку под "инъекцию реальности", чтоб, наконец, перестало глючить, а то, мол, дело зашло слишком далеко и мозг может разрушиться. Во время этого психологического треда на лбу работника выступают капли пота, что позволяет Дагласу сделать вывод о сугубой реальности окружающей его реальности…
Хоть я смотрел этот фильм несколько раз (впервые — когда он только вышел на многочисленные экраны, то бишь, в 1990 году), ни разу мне не удалось протащиться с него по полной программе. Слишком много экшна и слишком много спецэффектов, которые сейчас к тому же устарели. Фильм кажется громоздким, явно постановочным, избыточно коммерческим. Но это ощущение не мешает мне считать "Возвращение памяти" отличным боевиком и одной из лучших экранизаций Филиппа Дика. Как будто сработала дьяволска машинго…