ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Ребекка / Rebecca (1940)


Ребекка
Средняя оценка: оценка: 4
1940. США. 130 минут.
Жанр: детектив / мелодрама.

Режиссер: Альфред Хичкок.
Сценарий: Филип МакДональд, Майкл Хоган (по одноименному роману Дафны Дю Морье),
Оператор: Джордж Барнс,
Композитор: Франц Уэксман.

В главных ролях: Лоуренс Оливье, Джоан Фонтейн.
В ролях: Джордж Сандерс, Джудит Андерсон, Найджел Брюс, Реджинальд Денни.

Награды:
2 "Оскара" — лучший фильм, лучшая операторская работа (черно-белый цвет)..

Интересные факты о фильме:

Камео Хичкока — в самом конце фильма он проходит по улице сразу после того, как Джек Фэйвелл делает звонок из телефона-автомата. (123 мин.)

Роман Дафны дю Морье Ребекка был опубликован летом 1938 года. (Кстати, по произведениям этой писательницы Хичкок в разное время снял также фильмы Таверна Ямайка и Птицы.) Но еще до выхода книги в свет, в 1937 году, Хичкок имел возможность прочитать гранки (оттиски несверстанного типографского набора, предназначенные для чтения корректуры) этого романа, который заинтересовал его. Он хотел выкупить право экранизации на Ребекку, но цена, которую запросил агент дю Морье (50 тыс. долларов), оказалась для него слишком высокой.

Тем временем, как известно, намечалось подписание контракта между Хичкоком и голливудским продюсером Дэвидом Селзником. Нью-йоркский представитель Селзника Катерина Браун (Katherine Brown), которая много сделала для того, чтобы сотрудничество Хича и Селзника осуществилось, узнала от самого режиссера, что он хотел бы экранизировать Ребекку. Она послала Селзнику синопсис романа с самыми лучшими своими рекомендациями. Селзнику стоило прислушаться к словам Браун, т.к. именно она в свое время обратила внимание своего босса на роман Маргарет Митчел Унесенные ветром, экранизация которого принесла Селзнику огромную известность и прибыль. Селзник прочитал гранки и 9 января 1938 года послал Хичкоку телеграмму, в которой рассказывал, как тот или иной актер в Голливуде отнесся к идее сыграть главную роль в фильме, снятому по этому роману (хотя контракт с Хичкоком еще не был подписан, да и права на экранизацию Ребекки еще не были приобретены). Телеграмма заканчивалась такими словами: "...хотел бы, чтобы Вы сразу продиктовали ответ, как только получите это, рассказав о Вашей реакциии". Хич не знал, что ответить и... на телеграмму просто не ответил.

Тем не менее 14 июля 1938 года был подписан контракт между Хичкоком и Селзником на съемки одного фильма — в контракте не оговаривалось, какой фильм Хичкок должен будет снять. Предполагалось, что это будет Титаник. Однако посоветовавшись со своим штатным редактором Валом Льютоном (Val Lewton), Селзник в августе 1938 года все-таки купил права на экранизацию только что опубликованного романа дю Морье, заплатив все ту же сумму, что когда-то предлагали Хичкоку, т.е. 50 тыс. долларов. В марте 1939 года Хичкок вместе с семьей перебрался жить в Америку. По замыслу Селзника Хичкок должен был снять фильм Титаник, а Ребекка им рассматривалась лишь как запасной вариант — на случай, если что-нибудь не получится с Титаником. Либо Ребекка могла бы стать вторым фильмом Хичкока, снятым в Америке. Но вскоре по определенным соображениям Селзник принял окончательное решение, что тем фильмом, который должен снять Хичкок по контракту, будет Ребекка.

Работа над сценарием
началась 10 апреля 1938 года. Именно с этого дня (это был понедельник) Хич был внесен в платежную ведомость компании Selznick International Pictures и началось действие его контракта. Отныне Хич ежедневно появлялся в своем маленьком офисе, чтобы работать над сценарием. Над сценарием также трудились бывший секретарь Хичкока Джоан Харрисон и шотландский писатель Филип МакДональд. Хичкок подготовил очень обстоятельный режиссерский сценарий — несколько сотен сцен он изложил на 19 страницах с подробным описанием для каждой сцены диалогов, действий актеров и положения камеры, как он привык работать в Англии (в Голливуде обычным делом было описать всего 50 сцен на нескольких страницах). В начале июня Хич отдал Селзнику готовый сценарий — он думал, что вскоре получит одобрение продюсера. Но проблема была в том, что для Хичкока любое литературное произведение, даже международный бестселер, было всего лишь плацдармом для собственных идей (к примеру, та же дю Морье говорила, что она ненавидела, как Хич экранизировал ее Таверну Ямайку, а из ее же романа Птицы он взял лишь название, полностью переработав сюжет и т.п.) Селзник же считал, что при экранизации снискавшего любовь публики произведения надо точно следовать оригиналу. Сценарий Хичкока этим требованиям не отвечал... И вот Хичкок получил от своего продюсера датированный 12 июня один из его знаменитых меморандумов — на 10 страницах. Селзник писал, что "шокирован и разочарован". Ему не понравилось изложение Хичкоком романа дю Морье с первой страницы сценария до последней, в частности ему не понравился юмор, который Хич в свойственной ему манере хотел кое-где вставить. "Мы купили Ребекку и мы намерены сделать Ребекку, а не искаженную и вульгаризированную версию оказавшегося успешным произведения", — говорил Селзник. Хич вспоминал: "Он настаивал, чтобы мы точно следовали книге. Так как много людей читали книгу и они были бы разочарованы, если бы не увидели своих любимых сцен в фильме". Хичкоку пришлось переделывать сценарий. На этот раз, кроме него, над сценарием опять трудилась Джоан Харрисон, а Филипа МакДональда сменил Майкл Хоган. Для того, чтобы решить воспрос с цензурой, Селзник пригласил известного сценариста Роберта Шервуда. Дело в том, что тогда действовал так называемый кодекс Хейса (Hays Office, или Motion Pictures Production Code), который регламентировал, что можно допускать на экран, а что — нет. И оригинальная концовка романа (мы узнаем, что Макс убивает Ребекку, когда она заявила, что беременна от другого) противоречила одному из его положений, в соответствии с которым любое убийство не может остаться безнаказанным. Селзнику, который хотел во всем следовать роману, пришлось согласиться на предложение, которое сделал Шервуд — повернуть историю так, что Ребекка погибла, случайно упав, когда Макс толкнул ее в порыве гнева. Чарльз Беннетт, который в то время снова тесно общался с Хичкоком, утверждал, что сценарий — "на 90 процентов работа Майкла Хогана, хотя часть текста была переработана Джоан. Совсем немного в конце было сделано одним человеком, самым известным и следовательно чаще мелькающим в титрах, — Шервудом". (Хотя именно Шервуд и Джоан Харрисон в титрах обозначены как сценаристы и были номинированы на Оскар.)

Кастинг
Подбор актеров на главные роли в Ребекке оказался непростым делом. Первым был утвержден актер на главную мужскую роль — Селзник сначала планировал Рональда Колмана (Ronald Colman). Тот отказался, т.к. считал, что публика вероятно не захочет видеть его в качестве убийцы, к тому же он опасался, что Ребекка получится женским фильмом. Хичкок также безуспешно пытался убедить Колмана согласиться на роль. После обсуждения кандидатур таких актеров, как William Powell, Leslie Howard и Melvyn Douglas, Хич и Селзник остановили свой выбор на британском актере Лоуренсе Оливье. Контракт с Оливье был подписан в июне. Он должен был получить за свою роль 100 тыс. долларов.

В то время Оливье был любовником Вивьен Ли — актрисы, которая снялась в Унесенных ветром. И та стала напрашиваться на роль второй миссис де Винтер (в романе повествование идет от первого лица и главная героиня не имеет имени — то же осталось и в фильме, хоть Хичкок и предлагал Селзнику дать героине имя Дафна — как у писательницы). Были проведены экранные пробы. Селзник заметил, что Ли была ужасна. Селзник предложил на роль бывшую английскую протеже Хичкока Нову Пильбим (которая снялась в его фильмах Человек, котопый слишком много знал и Молодая и невинная). Но Хич хотел на эту роль только американскую актрису и отговорил Селзника. Всего на эту роль пробовалось около 30 актрис. В экранных тестах им помогал Алан Маршалл (Alan Marshall), выступая в роли Макса. Джордж Кьюкор предложил начинающую актрису Джоан Фонтейн и она прошла несколько тестов. Ее экранные пробы состоялись 26 июля. Селзник просил ее позже пройти еще несколько тестов — она сказала, что будет счастлива, если ее утвердят на эту роль, но не может больше тестироваться, т.к выходит замуж и уезжает в свадебное путешествие. В итоге Селзник намеревался утвердить на главную женскую роль Оливию де Хавилланд (Olivia de Havilland), сестру Джоан Фонтейн, но когда та узнала, что Джоан согласна сыграть роль, то отказалсь тестироваться. В итоге Селзник решил утвердить на роль Джоан Фонтейн. Это было в середине августа. В это время Фонтейн только что вышла замуж. Она получила телеграмму, из которой узнала, что утверждена на роль, сразу на следующий день после свадьбы (20 августа). Селзник сказал ей, что будет очень признателен, если она сократит свой медовый месяц и вернется на съемки к Дню труда (первый понедельник сентября).

Большинство ролей второго плана в фильме исполнили английские актеры (а Джудит Андерсон была австралийкой).

Съемки
Съемки начались 8 сентября (планировалось уложить съемочный период в 36 дней). Предыдущая неделя была ужасной для всего мира — 1 сентября Германия напала на Польшу, тем самым положив начало Второй Мировой войне, а через 2 дня Англия объявила войну Германии. Хичкок переживал за свою семью (в Англии остались его мать и брат), так как ожидались бомбежки Лондона. Большинство актеров, снявшихся в фильме, также были англичанами — и они беспокоились за своих родных и близких, оставшихся на родине. Поэтому несколько первых недель съемки продвигались медленно. К концу сентября стало ясно, что съемочная группа отставала от графика, а это означало рост бюджета фильма.

Еще до начала съемок были построены декорации на студии Selznick. Всего в павильонах воспроизвели около 25 интерьеров — в основном интерьеры Мэндерли, а также лодочный домик, зал суда коронера, кабинет доктора, гостиницу. Особое внимание режиссером и продюсером придавалось внешнему виду Мэндерли. Хич показал Селзнику несколько фотографий английских особняков, но Селзнику они не понравились и он поручил художнику-постановщику придумать поместье в готическосм стиле. Было построены два миниатюрных макета поместья в разных масштабах. Селзника было трудно убедить, но Хич, мастер создания миниатюрных макетов, убедил его, что все получится. Некоторые элементы, например ворота, былы построены в натуральную величину. Первая миниатюра — особняк со смежным ландшафтом и небом, почти целиком заполнила большую сцену позади административного здания. Она осталась еще с времен немых фильмов и там так и не было установлено оборудование для записи звука. Поэтому этот макет использовали лишь для съемок некоторых сцен с применением спцэффектов, например для съемок сцены пожара в конце фильма. Второй макет, в половину натуральной величины, был выстроен на другой сцене и включал в себя дом, окруженный лесом, дорогу, идущую через лес. Там были сняты первые кадры фильма. Эпизоды, когда Макс и его будущая жена встречаются, были сняты на скалистом побережье Северной Калифорнии близ Carmel. Эти кадры снимал не сам Хичкок, а ассистент режиссера. Актеры тоже не принимали участие в съемках, они потом играли перед рир-экраном, на который проецировались кадры, отснятые заранее на натуре. Еще две экспедиционные группы снимали пляжные пейзажы на Santa Catalina Island и в области Del Monte. Съемки закончились 20 ноября. Съемочный период занял 63 дня, что было на 26 дней больше запланированного. Около 30 сцен предполагалось еще переснять.

Хичкок применял свой экономный метод съемки (когда камеры снимают только под теми углами, которые запланированы в режиссерском сценарии, без всяких "дополнительных" углов на всякий случай). Это обеспечивало практически единственно возможный в последующем способ монтажа отснятого материала — тот, который задумал режиссер. А значит защищало Хичкока от возможного вмешательства Селзника на этапе монтажа картины.

Своеобразные отношения сложились у Хичкока на съемочной площадке с исполнительницей главной роли Джоан Фонтейн. Говоря кратко, он хотел полностью себе ее подчинить и для этого прибегал к не совсем порядочным приемам. Вот как об этом вспоминала сама Джоан Фонтейн: "Казалось, он хотел полностью властвовать надо мной. ... Он полностью меня контролировал. Он отводил меня в сторонку и шептал: "Итак, малышка, ты пойдешь туда и сделаешь то и это." А потом он мог сказать: "А ты знаешь, что такой-то о тебе сегодня говорил? Ты знаешь, что Лоуренс Оливье не хочет тебя видеть в этой роли? Но не беспокойся. Главное, слушай меня". Сейчас часть того, что он рассказал мне, может оказаться правдой, но конечно из-за этого я чувствовала себя все время абсолютно несчастной. Честно говоря, он сеял распри среди нас. Он хотел полного контроля надо мной. И кажется, он получал удовольствие от того, что к концу фильма актеры не любили друг друга. Тогда конечно это помогало моей игре с тех пор, как я ожидала запугиваний от каждого, и это мне давало массу напряжения в моих сценах. ... Он постоянно твердил мне, что никто не думает, что я хоть немного хороша, кроме него, и что никому я на самом деле не нравлюсь и что никто не скажет про меня ничего хорошего, кроме него."

Результат
Финальная стоимость фильма составила 1 млн. 288 тыс. долларов.

Фильм выдвигался на премию Оскар по большому количеству номинаций и победил в двух из них — лучшая картина (статуэтка досталась продюсеру Дэвиду Селзнику) и лучшая операторская работа. Хичкок тоже номинировался за Ребекку как лучший режиссер, но Оскар в этой номинации достался Джону Форду (John Ford) за фильм Гроздья гнева (The Grapes of Wrath).

Сам режиссер отзывался о Ребекке следующим образом: "...ее не назовешь "фильмом Хичкока". Это так, романчик. История архаичная, относящаяся к дамской литературе, против которой я ничего не имею, но не могу отрицать, что ей крепко не хватает юмора."

/Источник — http://hitch.narod.ru/rebecca.html/


"Ребекка" — второй фильм Хичкока по произведениям Дафны Дю Морье. Первым был "Таверна "Ямайка" (1939).

В 1944 году Эдвина Левин МакДональд подала в суд на всех сразу — и на Селзника, и на Дю Морье, и на "Юнайтид Артистс" за плагиат. Дескать, фильм был основан на ее романе "Слепые окна".

Морин О'Хара писала в своей автобиографической книге, что была кандидатурой №1 на главную роль.

После успеха фильма в Испании в тамошнюю моду вошли жакеты, которые Джоан Фонтейн носила в течение всего фильма. Они получили название "rebecas".

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Ребекка", или лучше чтобы некоторые вещи оставались запертыми на ключ

Ребекка оценка: 4

Самый лучший тандем, на мой взгляд, это Дафна Дюморье с Альфредом Хичкоком. Конечно, на ум сразу приходят "Птицы", но я сегодня не о них. Нет ничего страшнее рассказов этой женщины, и чтобы воплотить их, требуется особый взгляд — легкий и беспристрастный, как голос профессионального певца, не срывающийся в особо трогательных местах. В связи с этим экранизацию романа "Ребекка" в исполнении Хичкока я всегда считала своей личной удачей — даже не смотрев его. Сложность экранизации этого романа состоит в некоторых его особенностях. Скажем, мы не должны видеть саму Ребекку на протяжении всего повествования, но мы обязаны увидеть следы ее активной деятельности — настолько отчетливо, словно бы она вышла из комнаты за секунду до того, как мы вошли. Это кажется мне сложным, это игра в духов, и вряд ли для этого достаточно лишь разложить везде салфетки, визитки, писчую бумагу и носовые платки с вычурной R. Ребекка, как и булгаковская Маргарита, является носительницей такого набора внешних и внутренних качеств, что должна оставаться для каждого смутным личным образом — агрессивная визуализация ее убьет. Как я ни желала увидеть Ребекку хоть одним глазком — пришлось сублимировать эту мечту в дополнительную тревогу. Однако я не могу ручаться за кого-нибудь из нынешних режиссеров (назовем его Берни), буде таковому придет в голову заняться "Ребеккой", что в его фильме она не станет живым действующим лицом, превращая триллер в двусмысленную мелодраму. Хичкок в этом смысле полностью доверился Дафне: ни на дюйм не сместил точку обзора (повествование ведется от лица безымянной девушки, хоть ее главенство не навязывается. Мы не смотрим ее глазами, но все время находимся с нею рядом) и не дополнил события лишними образами. В фильме есть только одна сцена, просто кричащая о необходимости предъявить виновницу всех бед Мэндерли во плоти, и Берни сделал бы это не раздумывая — и именно поэтому его зовут Берни, а не Альфред. Сцена такова: Максим подробно рассказывает своей жене, безымянной девушке, о трагических событиях последней ночи. Он стоит в одном углу комнаты, жена его в другом. Мы их не видим, камера направлена на диван, где, по словам Максима, происходил их разговор с Ребеккой. Максим подробно описывает, как Ребекка встала, куда пошла, где остановилась, куда двинулась снова. Камера движется по пустой комнате в соответствии с его рассказом, и несмотря на механичность ее движения (но вдруг и благодаря) я вижу Ребекку и чувствую, что этот труп живее тех, кто беседует о нем в комнате. Не припоминаю, где бы я еще видела такую многозначительную серию пустых кадров.

Для тех, кто не читал и не смотрел — бонусный абзац с фабулой. Богатый владелец поместья Мэндерли, молодой вдовец, внезапно и без шума женится на бедной безымянной девушке. Привозит ее в Мэндерли, который она до сих пор видела лишь на открытках, и где ей тут же приходится споткнуться о необходимость исполнять обязанности хозяйки — поместья и всей челяди. Мэндерли инерционно живет по правилам, установленным предыдущей хозяйкой — Ребеккой, и безымянная героиня тоже полностью поддается этой инерции — часто против своей воли, однако когда ощущение присутствия Ребекки доходит до критической точки, отчаянье придает ей смелости побороться за свою любовь и добиться правды.

Этот кинороман я рекомендую обычным здоровым людям, тем, кто проводит дни в заботах, вечера на неспешных прогулках, а после ужина в холодную погоду хочет посмотреть что-нибудь забавное, зловещее и детективное.

(24.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: