Режиссер:
Жан-Жак Анно. Сценарий: Жерар Браш (по мотивам одноименного романа Жозефа Рони-старшего), Оператор: Клод Агостин, Композитор: Филипп Сард.
В главных ролях: Рон Перлман, Эверетт МакГилл, Рэй Доун Чонг, Николас Кади. В ролях: Гари Шварц, Насир Эль-Кади, Франк Оливье-Бонне, Жан-Мишель Киндт.
Награды: "Оскар" — лучший грим. Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов — лучший фильм, специальный приз за выдающиеся достижения в киноискусстве. BAFTA — лучший грим. "Сезар" — лучший фильм, лучший режиссер. Genie Awards — лучшие костюмы, монтаж, звук, звуковой монтаж, лучшая актриса (Р.Д.Чонг)..
Интересные факты о фильме:
В комментариях для недавно вышедшего DVD Жан-Жак Анно сетовал, что если бы 25 лет назад был знаком с результатами новейших антропологических исследований, то указал бы в титрах гораздо более раннее время действия.Версия для печати
Многие из нас читали в детстве увлекательный роман Жозефа Рони-старшего "Борьба за огонь", написанный в 1911 году (а еще, припоминаю, была не менее увлекательная повесть "Пещерный лев", которую публиковали в детском ежемесячном журнале "Искорка"). В 1981 году Жан-Жак Анно снял экранизацию "Борьбы за огонь". Фильм получил рейтинг R и стал недоступен для просмотра детям :)
Анно сделал уникальное кино. Это единственный более-менее серьезный фильм, который отправляет нас в глубокие доисторические времена — 80 000 лет до нашей эры. А какие рожи режиссер понабрал для съемок — мама мия! В фильме состоялся, в частности, дебют Рона Перлмана.
Итак, вкратце сюжет. Неандертальцы нападают на племя кроманьонцев уламов. Наши предки разбиты наголову. Часть выживших добирается до болотного островка, но, горе-горе, — они теряют огонь! А добывать его, кроме как стырить из чужого костра головешку, — не умеют. Трех бойцов отправляют в поход, полный опасных приключений. Будут саблезубые львы, мамонты, каннибалы. Собственно, у каннибалов — совершенно уродливых монстров не пойми какого вида — они и тырят огонь. Нао, главный герой повествования, ведущий друзей сквозь огонь и воду — подобно Ясону-аргонавту, случайно спасает от верной смерти "серушку" Ику, явно из какого-то африканского племени. Ика увязывается за ними, между ней и Нао начинают искриться грубые доисторические чувства. Но потом Ика сворачивает в сторону своего племени, продвинутых "ивака", представляющих собой уже хомо сапиенсов. По-собачьи покидав в ее сторону землю, Нао продолжает путь домой. Но потом останавливается. А потом отдает друзьям огонь и ломится через топь к ивака. Здесь происходят наиболее забавные моменты в фильме. Например, Нао впервые в жизни видит постройку и принимает ее за затаившееся животное (кидает в него первобытным копьем). Ну, а затем он попадает в плен. Мудрый старейшина ивака соображает, что для здоровья рода требуется вливание чужой крови. Нао кормят, поят и подсовывают ему для оплодотворения самых жирных, приспособленных для воспроизводства женщин. Естественно, это не нравится тощей Ике, которая остается за бортом…
Из похода кроманьонцы вернутся обогащенные новыми знаниями. Так, в частности, Нао научили в племени ивака добывать огонь посредством трения. Кроме того, уламы научились смеяться (естественно, юмор самый грубый и примитивный — швырнуть в голову товарищу камень и раскроить ему бошку до крови). Ну, а для себя Нао приобрел бесценный сексуальный опыт: как трахаться "не по-овечьи, а по-человечьи". Это вещь интимная, и его лично научила Ика.
Вот как важно контактировать с иными племенами, как бы говорит нам режиссер. Фильм, безусловно, обладает гуманистическим пафосом.
Жан-Жак Анно большой мастер протаптывать дорожки в другие времена и чужие пространства. "Борьба за огонь" изобилует натуралистичными сценами и вообще выглядит довольно убедительно. Своеобразную речь для различных племен придумал писатель и лингвист Энтони Берджесс (автор "Заводного апельсина" и "Восточных постелей"), а над полуобезьянньей походкой, мимикой и жестикуляцией (body language) работал знаменитый зоолог Десмонд Моррис, автор книги "Голая обезьяна". Энергичная темпераментная музыка Филипа Сарда придает необходимый драматический накал жестоким и абсолютно "некрасивым" обезьянним схваткам и побоищам. Нам часто демонстрируются широкие открытые пространства. От этого зрелища захватывает дух и становится не по себе, когда в полной мере осознаешь, что сейчас — в данный момент фильма — на всей нашей планете нет ни заводов, ни мануфактур, ни оптоволо