Режиссер:
Кен Рассел. Сценарий: Пэдди Чаефски (по своему роману), Оператор: Джордан Кроненвет, Композитор: Джон Корильяно.
В главных ролях: Уильям Херт, Блэр Браун, Боб Балабан. В ролях: Дрю Бэрримор, Чарльз Хэйд, Таао Пенгис, Мигель Годру, Дори Бреннер.
Награды: Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов — лучший грим. 2 номинации на "Оскар" — за лучший звук и лучшую музыку..
Интересные факты о фильме:
Автор романа и сценария к фильму Пэдди Чаефски ненавидит этот фильм. Особенно его бесят актеры, которые "орут", а не произносят реплики. Свое имя он потребовал убрать из титров еще до того, как посмотрел фильм.
Фильм должен был снимать Артур Пенн. Кен Рассел утверждает, что сам он был 27-м в списке режиссеров-кандидатов.
Сюжет книги вдохновлен опытами исследователя дельфинов Джона Лилли, который первым додумался до того, чтоб принимать в барокамере наркотики.
В своей автобиографии Кен Рассел писал, что во время работы над фильмом регулярно закидывался грибами.
Блэр Браун в интервью "Нью-Йорк Таймс" сообщила, что многие актеры испытывали барокамеру на себе. Притом, что Уильяма Херта в барокамере натурально глючило, сама Блэр нашла этот экспириенс довольно мирным.
Фильм стал дебютным для Уильяма Херта и Дрю Бэрримор.
"Другие ипостаси" стал одним из немногих фильмов, в которых звук был записан в формате "Megasound". Этот формат был специально разработан кинокомпанией "Уорнер бразерз". В кинотеатрах, оборудованных по стандарту "Уорнер бразерз", колонки располагались слева, справа и сзади. Низкочастотным звукам (глухие стуки, аварии, взрывы и т.д.) задавался хороший объем.
Фантастический триллер Кена Рассела имеет крайне интригующий сюжет: молодой профессор Эдди Джессуп (Уильям Херт), в детстве отвергший Бога и вставший на путь научного познания, предпочитает познавать мир на собственном опыте. Его специальность — антропология, в частности, растительные галлюциногенные наркотики в истории человеческой цивилизации и религиозных культов. Во время трипа в пещере южноамериканских индейцев, Эдди навсегда изменяет сознание (в среде российских грибоедов ходит поговорка: "Человек, хотя бы раз попробовавший грибы, остается навсегда человеком, который попробовал грибы"). По возвращению на родину Эдди предоставляются богатые возможности — теперь он может отправлять свое измененное сознание в иные миры, в частности, в прошлое, как угодно часто — в институт подогнали специально разработанную в военных целях барокамеру (но так и не пригодившуюся пока что). И Эдди азартно отправляется в прошлое: с каждым разом все дальше, все глубже…
Интеллигентный Уильям Херт не похож на сумасшедших ученых, которыми пестрят англоязычные ленты, он, скорее, похож на советского ученого старой закалки. Потому что ставит эксперименты на себе. "Иду на грозу", — как бы говорит Херт и сломя голову бросается в бездну, насыщенную ядовитыми парами риска.
Далее Кен Рассел, а вернее автор романа, по которому Рассел снимал фильм, — Пэдди Чаефски, придумывает особый сюжетный ход. Помимо того, что изменяется сознание, то есть, приспосабливается для путешествия в древние времена, начинает меняться и тело Эдди. И вот уже из барокамеры выскакивает низкорослый, заросший шерстью австралопитек. Безумная визжащая тварь, подгоняемая страхом, носится по коридорам НИИ, метелит подручными предметами охранников, выскакивает на улицу и убегает от бродячих собак… Забавно, что через три года вышел фильм Дэвида Кроненберга "Видеодром" (1983), и там тоже главный герой изменял свое сознание. Вот только не сам он менялся, как субъект реальности, — изменялась реальность вокруг него. У Рассела, как можно заметить, более классические представления об окружающем пространстве, безо всякого там солипсизма.
Но, собственно, какова цель этого фильма помимо того, чтобы развлечь (а фильм действительно увлекателен). Какая вложена идея? Финал очень ироничен, хотя сделан сурово, драматично и где-то даже мелодраматично. Казалось бы, фильм Кена Рассела — это торжество научного оптимизма, потому что в конечном итоге профессор Джуллоп переживает Большой Взрыв, а потом достигает первородного хаоса. Дальше некуда идти. Но вот эта финальная точка практически лишает Эдди и разума, и тела. Вместо тела — плоский контур с хаотичными вспышками внутри. И только лишь благодаря остаткам воли (этому подарку человеку от высшего порядка), Эдди возвращает свое растерзанное сознание в норму и возвращает точку сборки в нулевое положение. Больше он никогда не будет искать истину. Потому что истина несет вред человеческому сознанию. То есть, можно сказать, окольным путем научного познания Эдди возвращается к утраченной в детстве религиозной вере.