Режиссер:
Тоуб Хупер. Сценарий: Стивен Спилберг, Майкл Грэйс, Марк Виктор, Оператор: Мэттью Ф.Леонетти, Композитор: Джерри Голдсмит.
В главных ролях: Крейг Т.Нельсон, Джобет Уильямс, Беатрис Стрэйт. В ролях: Доминик Данн, Оливер Робинс, Хезер О'Рурк, Майкл МакМанус.
Награды: Академия НФ. фэнтези и фильмов ужасов — Лучший фильм ужасов, лучший грим, лучшая актриса второго плана (Зельда Рубинштейн). BAFTA — лучшие спецэффекты..
Интересные факты о фильме:
Руки, которые сдирают кожу с физиономии исследователя, являются руками Стивена Спилберга.
Модель дома, который в финале фильма засосала преисподняя, имела в поперечнике 4 фута длины. Ее конструировали несколько недель, чтобы затем погребсти в желудке вакуумного генератора индустриальной мощи. Входная дверь была расположена прямо перед кинокамерой, а к каркасу было приторочено около сотни проводов, чтоб каркас этот как следует перекособочить во время съемки.
В одной из сцен персонажи смотрят фильм Виктора Флеминга "Парень по имени Джо" (1943). Спилберг настолько тащился с этого фильма, что в 1989 сделал римейк — "Всегда".
Фильму дали рейтинг R, но Спилберг и Маршалл, не изменив ни одной сцены, все-таки выбили из MPAA рейтинг PG (для детишек младшего школьного возраста).
На роль Кэрол-Энн прочили Дрю Бэрримор, однако, Спилберг хотел более ангелоподобное существо. Впрочем, это ему не помешало отснять Дрю в "Инопланетянине".
Звуковой эффект во время нападения чудовища на дом базировался на рёве льва с заставки кинокомпании "MGM".
Цитата Спилберга: "Инопланетянин" был шепотом. "Полтергейст" оказался криком".
Крейг Нельсон и Джобет Уильямс всего на 14 и 11 (соответственно) лет старше, чем Доминик Суэйн, сыгравшая их дочь.
Написать сценарий предлагали Стивену Кингу, но стороны не пришли к общему согласию.
Тоуб Хупер, король хорроров категории Б, успешно вошел в элитный эшелон с фильмом "Полтергейст". "Полтергейст" — фильм знаменательный, он превосходит хитовый "Эмитивиллский ужас" 1979 года по увлекательности, не говоря уже о спецэффектах, и превосходит по зрелищности прочие фильмы о бесчинствах духов. Но, как говорится, в одну дверь вошел, а в другую сразу вышел: похоже, Хупер так и останется в истории кино автором двух известнейших картин — "Техасской резни бензопилой" (1974) и "Полтергейста" (1982). Да и то, злые языки поговаривают, что все достоинства "Полтергейста" — заслуга Стивена Спилберга. И действительно, фильм не только стал первым кассовым суперхитом Спилберга как продюсера, но Стивен также участвовал в написании сценария и уж точно торчал на съемочной площадке, раздавая направо и налево советы. По большому счету, Спилберг должен был сам снимать этот фильм — если бы не был занят постановкой "Инопланетянина" и если бы студия "Юниверсал" не противилась появлению в горячий летний сезон сразу двух фильмов знаменитого режиссера. Со-продюсер Фрэнк Маршалл также утверждает, что все генеральные идеи исходили от Стивена. А еще, кстати, зацените портреты: Хупер и Спилберг очень похожи!
И хотя мне кажется, что собственно хуперовская сцена в фильме только одна (когда на одного из ученых-аномальщиков духи наводят морок, и тот начинает раздирать на себе лицо), я приму за аксиому, что фильм снимал все-таки Хупер, а Спилберг был всего лишь соавтором сценария. То есть, все сюжетные повороты — на совести Спилберга, а визуальный ряд, динамика и все такое прочее — Хупер и его съемочная площадка. В любом случае, сдается мне, фильмом "Полтергейст" был задан стандарт "спилберговского" мейнстрима, то есть, коммерчески успешных фильмов "для всей семьи", которые будет продуцировать спилберговская студия "Amblin Entertainment" на протяжении 80-х годов (это и "Гремлины", к которым, кстати, писал музыку Джерри Голдсмит, автор музыки к "Полтергейсту", и "Гарри и Хендерсоны", и многие другие). Отличительная черта хорроров "по спилбергу" — то, что они довольно страшны, но при этом минимально кровожадны (это тоже, кстати, наводит на размышления о роли Хупера в работе над "Полтергейстом").
Главное отличие от обычного "готического" фильма о привидениях заключается в том, что события "Полтергейста" происходят в стандартном двухэтажном домике из дерева, гипрока и пары-тройки свай. Одним из главных действующих лиц является телевизор: именно оттуда слышит голоса малолетняя дочь Кэрол Энн (поскольку сценарий писал Спилберг, в фильме задействована многодетная (по российским меркам) семья). Постепенно от постукиваний и перемещений предметов духи приступают к самым что ни на есть активным действиям: мальца по имени Робби пытается сожрать дерево, а Кэрол Энн попросту исчезает. И с тех пор в детской комнате будут вихрем кружить игрушки, а сквозь дверь в чулан будет струиться яркий страшный свет. По сути, похищение ребенка духами и попытки вытащить ребенка из параллельного мира назад, являются главной движущей силой сюжета. Приглашенный медиум придумает остроумный способ по спасению чада (подробности — в фильме). Мать, отправившаяся в потусторонний мир, вывалится оттуда вместе с дочерью как бы рожденная заново (в пресловутой "рубашке"). Здесь стоит отметить, как тщательно Спилберг пытается отвернуть в сторону от христианской подоплеки, и как ему в конце концов это не удается :) В фильме ни разу не произносится слово "Бог", — есть только свет. И есть другой мир. Кэрол Энн застревает между двух миров. Вскоре, однако, выясняется, что там есть какой-то злой дух, который путает других духов и морочит голову Кэрол Энн. Медиум нехотя называет его Сотоной. И вот, будучи не в силах утаить офигенный спецэффект, Хупер натравляет огромную сатанинскую морду на главу семейства. В общем, сатана — есть. И то ладно.
Но самое привлекательное в фильме — двойной финал. То, что мы приняли за кульминацию, оказывается всего лишь "генеральной репетицией". Нечто подобное я видел на кинопоказе "Чужих". Когда планетарный корабль с измученной Рипли, девчонкой и роботом прибывают, наконец, на звездолет, половина зала дисциплинированно поднялась и отправилась на выход… чтобы через пять минут, стоя в проходах, с разинутыми ртами наблюдать за поединком "чужихи" с автопогрузчиком. То же самое в "Полтергейсте". Когда, казалось бы, буря отгремела, девочка спасена, и духи изгнаны, начинается подлинная феерия и вакханалия, — под домом разверзается ад...