Награды:
"Оскар": за лучшую второстепенную женскую роль (Рэйчел Вайз). BAFTA: лучший монтаж. "Золотой глобус: за лучшую женскую роль (Рэйчел Вайз). 3 премии British Independent Film Awards: лучший актер (Ральф Файнс), лучшая актриса (Рэйчел Вайз), лучший независимый британский фильм. 2 премии Evening Standard British Film Awards: лучший фильм и лучший актер (Ральф Файнс). 4 премии London Critics Circle Film Awards: лучшие британские актеры — Ральф Файнс и Рэйчел Вайз, лучший британский фильм года, лучший продюсер (Саймон Ченнинг-Уильямс). San Diego Film Critics Society Awards: за лучшую второстепенную женскую роль (Рэйчел Вайз). 2 премии Satellite Awards: лучший второстепенный актер (Дэнни Хастон) и лучший оператор. Screen Actors Guild Awards: за лучшую второстепенную женскую роль (Рэйчел Вайз). World Soundtrack Awards: за лучший саундтрек к фильму..
Интересные факты о фильме:
Роман Джона Ле Карре, по которому снят фильм, был забанен в Кении, поскольку безжалостно осуждал тамошнюю коррупцию.
Снимать фильм должен был Майк Ньюэлл, но режиссер предпочел более выгодное предложение — работу над "Гарри Поттером и Кубком огня". Версия для печати
Вчера посмотрели "Преданного садовника". Следовало бы предыдущую фразу взять в кавычки, так как (ибо?) произносится она тем же тоном, которым говорится "Прочел вчера "Войну и Мир": так и хочется назвать этот фильм классикой. Возможно, из-за его связной многоплановости. Вопреки ожиданиям, даже поочерёдное рассматривание слоёв не убивает очарования. Основа картины — Африка с высоты птичьего полёта. С красными марсианскими кратерами, синими озерами и отражающимися в них белыми птицами. Редкими, распластавшимися кроной по небу акациями. С похожими на окаменевшее цунами горами. И всё это такого цвета, словно единственно возможное природное состояние Кении — закат. Слонов нет. Корни неба придерживают коммерческие небеса заповедников, а это уже совсем другое кино. Второй слой — африканцы. Черноногие, цветасто обёрнутые в национальное, пыльные бегуны саванны, безжалостно изуродованные колой, бейсболками и бесплатной медициной. Унылый, словно простирающийся до горизонта гаражный посёлок по обе стороны железнодорожной одноколейки. Повсеместные свалки. Весёлые малыши. Третий слой — европейцы. Белы за счет накинутых овечьих шкур, помыслы ужасны, движения таинственны, там и сям нет-нет да и высунется шило подкупа. Африка — как полигон испытаний перспективного препарата от гепатита. В ожидании всемирной эпидемии и многомиллионных прибылей спидоносцев не жалко, всё схвачено. Джентльмены из закрытых клубов умеют мыслить масштабно и прозревать будущее. Четвёртый слой — Тесса. Можно назвать её Эвитой, потому что своей красотой и смелостью она легко заслужила раннюю смерть. Можно назвать её Ребеккой, потому что в фильме она присутствует лишь как воспоминание, окруженное недомолвками и подозрениями. Но это будет однобоко. Тесса совмещает в себе все лучшие женские качества с мужской последовательностью и идеалистической наивностью. Именно эта смесь заставляет любого зрителя скорбно кивнуть, мол, хорошие люди долго не живут. Она желает заставить третий слой измениться, забывая о беззащитности одиночки на пути стаи, почуявшей кровь. Четвертый слой — преданный садовник. Преданный муж Тессы, английский дипломат, с помощью которого она и попала в Африку. Тихий, неконфликтный любитель растений, желающий отгородиться от Кении так же, как он ограждает свой сад от жары и песчаного ветра. Выясняя обстоятельства смерти жены, припоминая предшествовавшие эпизоды, он, как человек любящий, предполагает в Тессе второе дно, но никак не двойную жизнь, что ему навязывается извне слоем пятым, последним. "Мой дом разрушен, — говорит он, — Тесса была моим домом" — и выбирает печалиться деятельно и безысходно, как всякий действительно отчаявшийся человек — он находит, уясняет и продолжает дело жены, но без её наивности: он прекрасно понимает, к чему придёт. Пятый слой венчает всю эту книжку-раскладку. Он состоит из всего, что бросается в глаза, из простого, банального — всего, во что легко поверить. Пятый слой повествует о том, что в Кении, где растёт уровень жизни и куда вовремя и повсеместно доставляют гуманитарную и медицинскую помощь из Европы, была найдена мёртвой (в машине с любовником, так же безнадёжно мёртвым) жена английского дипломата, что при жизни позволяла себе быть чуть более раскованной и независимой, чем того требуется от замужней женщины. Он настолько прост и логичен, этот пятый слой, что откинув его и вперившись взглядом в четвёртый, в третий, да и во второй тоже, мы упорно ищем его следы. Чистым остаётся лишь кенийский закат на берегу озера, вот им-то всё и заканчивается, оставляя нас вновь переживать (или квёло пережёвывать) увиденное.