ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Класс / Klass (2007)


Класс
Средняя оценка: оценка: 4.5
2007. Эстония. 90 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Ильмар Рааг (Ilmar Raag).
Оператор Кристьян-Яак Нууди.

В главных ролях: Лаури Педайя (Lauri Pedaja), Pärt Uusberg (Пярт Уусберг), Vallo Kirs (Валло Кирс), Paula Solvak (Паула Солвак).


Награды:
2007 — East of West Award — Special Mention — (Karlovy Vary International Film Festival); Label Europa Cinemas — (Karlovy Vary International Film Festival); Special Mention -(Warsaw International Film Festival).

Интересные факты о фильме:

Многие моменты придуманы актерами, ими же добавлены сленговые выражения.

Бюджет фильма — 100 тысяч долларов.

Версия для печати

Лариса Йоонас: Только кровью

Класс оценка: 4.5

Откровенно говоря, писать об этом фильме, как о фильме — довольно сложно. Режиссер предварил его ссылкой на реальные события, и это, и сама техника съемок, и очень точная психологическая картина, и непрофессиональные юные актеры, переводят фильм из разряда кино, которое искусство, в разряд эпизода из жизни.

Фильм невозможно смотреть, физически очень тяжело. Правдоподобие и узнаваемость происходящего, завязанные на эпизоды, случавшиеся с каждым в школьном возрасте, погружают зрителя на дно происходящего, вынимая его из взрослой скорлупки и делая подростком-соучастником событий.

Мне сейчас трудно вспомнить что-либо, связанное с тем, как фильм был снят, так он захватывает, зато я хорошо помню, что было написано на лицах всех присутствоваших в любой момент фильма.
Если фильм и в чем-то слаб, а наверняка недостатков там хватает, то это вполне компенсируется талантом режиссера, как психолога. Финал, когда мальчики входят в школу, чтобы расквитаться с классом, содержит такое множество тонких деталей, что поражаешься наблюдательности автора.

Любой разговор об этом фильме непременно приводит к тому, что рассказываешь сюжет, в общем-то он предельно прост и не нов. Класс издевается над изгоями и они мстят.

Но важно становится многое другое — как становятся изгоями. Что делать дальше, когда ты уже изгой. Есть ли какой-то выход? Могут ли взрослые (любые) хоть что-то сделать?

И отчетливо понимаешь, что есть ситуации, которые подросток может исправить только смертью. Бывает позор, который можно смыть только кровью. Мальчики из фильма выбирают убийство, другие подростки выбирают самоубийство. Но вот вам реальная ситуация, из которой подростку выхода нет никуда. Тупик.

Ну опять-таки, где взрослые? Какими они бы ни были, а хороших и плохих в фильме как в жизни — хватает, никакого взаимопроникновения между миром подростков и миром взрослых нет. В этом определенная безнадежность, рождаемая фильмом. Есть задачи, решения которым не найти.

Это все же крайний случай. Но очень важно знать и его. Родителям подростков я бы этот фильм показывала в принудительном порядке. Ни одному подростку из фильма не позавидуешь, а много ли мы знаем родителей, которые это осознают?

(16.12.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Грудью на амбразуру

Класс оценка: 4.5

Автор "Экранки.ру" Лариса Йоонас (к сожалению, бывший автор) больше года назад написала рецензию на фильм "Класс". Для "Экранки" фильм стал классикой. Дело в том, что посетители обычно читают рецензии на новинки, но, судя по холодной и бездушной статистике, среди новинок вполне комфортно обосновались и до сих пор живут два старых фильма, – т.е. те фильмы, рецензии на которые были написаны полтора года назад или типа того. Данные фильмы: "Калигула" Тинто Брасса (что немудяно немудрено) и вот этот самый копеечный "Класс" эстонского производства.

Хотя всё современное коммерческое кинопроизводство, а также кинопроизводство, пытающееся быть коммерческим, ориентировано на молодую аудиторию, подлинно молодежными фильмами постсоветского пространства я могу назвать только три: "Пыль", "Класс" и "Все умрут, а я останусь".

Вот этим фильмам, черт подери, я верю. Эти фильмы адекватны той реальности, которую я вижу.

"Пыль" — лучший, потому что одновременно мелок и глобален, одновременно метафизичен и "физичен". "Класс" тоже очень хорош. "Все умрут, а я останусь" — хуже предыдущих двух, но, тем не менее, лучше того ширпотреба, который выходит на российский экран.

Я посмотрел "Класс" недавно и не хотел писать на него рецензию, потому что одна рецензия на "Экранке" уже есть. Тем более, что моя оценка совпадает с оценкой Лары Йоонас. Кстати, изначально, еще до просмотра, я относился к фильму негативно и был уверен, что наша эстонская Лара завысила оценку из патриотических чувств. Но вдруг оказалось, что "Класс" — отличное кино. А потом оказалось, что его часто сравнивают с "Чучелом", "Все умрут, а я останусь" и т.д.

Фильм "Класс" основан на реальных событиях. При этом я убежден, что из "реальных событий" в фильме осталась только бойня в школе. Тем не менее, фильм реалистичен в деталях, которые были необходимы автору, чтобы донести до зрителя свою мысль и заставить себе поверить.

Жестокая история о том, как дети, которые, как известно, очень жестоки, жестоко прессуют двух своих – и в то же время "чужих" – одноклассников, а потом получают еще более жестокий ответ. Ответ, который могут дать только те, кто доведен до крайней стадии отчаяния.

В "Классе", как на шахматной доске, четко расставлены фигуры. Правда, партия дошла до финальной стадии. Остался только одинокий чужой король. Им является задрот по имени Йозеп. Неуклюжий, аутичный чувак, над которым так удобно и приятно издеваться всем стадом. Такой чувак нужен, чтобы на нем выпускать пар, доказывать свое превосходство и так далее, и тому подобное. Вместо того, чтобы ментально и морально, главное, быстро поставить чужому королю мат, класс предпочитает гонять его по шахматной доске.

Главный герой фильма, обычный пацан Каспер испытывает симпатию к однокласснице по имени Теа. Когда одноклассники после урока физкультуры заталкивают голого Йозепа в девчоночью раздевалку, то именно Каспер придерживает дверь ногой, чтобы Йозеп не выбрался. Все девочки визжали, орали и возмущались, когда им в раздевалку впихнули Йозепа (реакция у них была – как на крысу), но только Теа сказала Касперу в лицо, через хлопающую дверь: "Ты – урод!". Точнее говоря, только ее слова Каспер услышал. Потому что только ее слова были ему важны. После чего он убрал ногу. Разумеется, "друзья" на него забычили, но Касперу было на них плевать.

Самые первые кадры фильма – в школьном спортзале играют в баскетбол – показывает отличие Каспера от лидера класса Андреса (здесь стоит также отметить безразличие физрука к грубости, происходящей на спортивной площадке). Камера постоянно останавливается то на равнодушном лице Каспера, который хорошо играет в баскет, но которого не очень волнует результат, то на страстной физиономии Андерса, которому необходимо выиграть, чтобы еще сильнее закрепить свой авторитет. Уже по характерам это – антагонисты.

Изначально кажется, что помощь Каспера Йозепу оказывается всего лишь результатом растерянности Каспера перед девушкой, которая ему симпатична… Но "вечер сразу перестает быть томным", – потому что Андерс, авторитарная личность, воспринимает последствия растерянности Каспера как вызов себе.

Каспер чувствует, что его ждут неприятные последствия, однако вполне уверен, что настолько силен и самодостаточен, что может дать отпор Андерсу. Но Андерс – это весь класс. Каспер не переоценивает свои силы, просто он недооценивает силу толпы. Толпа всегда, везде и имя ей – легион. Даже если абстрагироваться от фильма Раага, то можно вспомнить, например, какую-либо демонстрацию, марш несогласных. Менты всегда побеждают. Потому что они тоже толпа. Точнее говоря, они – авангард гигантской, безграничной толпы. Они чувствуют за собой мощную поддержку, и дело здесь вовсе не в щитах, забралах, водометах и резиновых дубинках.

В сюжете фильма есть мелодраматический момент. Теа отворачивается от Каспера в самую трудную для него минуту, как раз когда против него оказываются все (в том числе и совершенно аморфный Йозеп, который не может быть "за" и не может быть "против"). Теа – неотъемлемая часть класса, большинства. Но ведь это именно она и какие-то ее побочные, случайные чувства стали причиной решения Каспера пойти против "системы"!

У фильма совершенно офигенный финал. При том, что "система", то есть Класс, готов принять Каспера обратно в свои ряды, Каспер продолжает идет против "системы". Например, в фильме Гаса Ван Сента "Слон", который посвящен бойне в американской школе, герои остались вместе. Типа дружба. Или, что-то еще, связывающее их, например, общая апатия. Но Каспер прозревает. Оказывается, что его ничего не связывает ни с классом, ни с Теа, ни с Йозепом. Каспер заступился за Йозепа, чтобы жестко подчеркнуть свою самостоятельность, индивидуальность, отделить мух (класс) от себя (котлеты, мяса). Да, он чуть-чуть надеялся, что сможет найти со стороны Йозепа и Теа поддержку, но надеялся чуть-чуть.

Касперу плевать на Теа и на Йозепа, реальные обстоятельства раскрыли ему глаза, и он увидел жизнь так, как она есть. После чего Йозеп оказывается всего лишь инструментом, живым "оружием", которое поставляет Касперу самое настоящее оружие – пистолет, патроны, порох.

Своими унижениями Каспер оправдывает свое право на убийство. Теперь он имеет право вершить высшую справедливость в зале суда, где судьей является он. Даром, что залом суда оказывается заурядная школьная столовка.

И всё это объясняется в финале. Йозеп пускает себе пулю в череп. Каспер тоже может приставить пистолет к виску, но, разумеется, он никогда не нажмет на курок.

Фильм "Класс" — история экстремального взросления. Мрачная, но захватывающая история чувака, который в юном возрасте самостоятельно определил свой путь и кинулся грудью на амбразуру :) Абсолютно асоциальное, но классно сделанное кино.

(03.03.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: