Режиссер:
Вернер Херцог. Сценарий: Вернер Херцог (по мотивам романа Брэма Стокера "Дракула"), Оператор: Йорг Шмидт-Райтвен, Композитор: Пополь Вух.
В главных ролях: Изабель Аджани, Клаус Кински, Бруно Ганц. В ролях: Ролан Топор, Вальтер Ладенгаст, Дэн Ван Хузен.
Награды: МКФ в Берлине — "Серебряный медведь" лучшему художнику-постановщику МКФ в Картахене — лучший актер (К.Кински). German Film Awards — лучший актер (К.Кински). .
Интересные факты о фильме:
В одной из сцен в город на корабле прибывают тысячи серых крыс. Из-за того, что серых крыс не нашлось, в серый цвет перекрысили белых :)
Во время работы над фильмом Вернер Херцог совершенно не волновался: авторские права на роман Брэма Стокера давно истекли (см. о проблеме с правами в "Интересных фактах" к фильму "Носферату" Фридриха Мурнау).
Херцог пригласил французского актера Ролана Топора на роль Рэнфилда после того, как увидел с ним французское телешоу.
Замедленную съемку полета летучей мыши Херцог позаимствовал из документального фильма.
В 1979 году Вернер Херцог провел неожиданный эксперимент: отснял римейк. В принципе, классики не гнушаются римейков. Мартин Скорсезе переснял "Мыс страха" и "Двойную рокировку" ("Отступники"), Дэвид Кроненберг — "Муху", Роман Полански — "Жильца". То, что Херцог снимал не экранизацию "Дракулы" Брэма Стокера, а делал именно римейк — вполне очевидно (реплика в сторону: "Достаточно посмотреть на мракобесную рожу Клауса Кински, не менее устрашающую, чем физия Макса Шрека"). Но фильм Херцога не столько римейк, сколько своеобразный трибьют немецкому классическому хоррору (помимо основной темы, "Носферату", в фильме есть отсылки к "Вампиру"Карла Теодора Дрейера и, наверняка, еще к каким-то фильмам, которые я не смотрел). Кроме того, Херцог попытался привнести в эти павильонные картины толику "естествознания" и, безусловно, преуспел.
Режиссер избегает гОтичности и гламурности в любых проявлениях, то бишь, избегает "человеческих" тайн, упрятанных в шикарные особняки с роскошной меблировкой. Фильм начинается с того, что нам три минуты показывают отвратительные, уродливые мумии. Вот что такое "вечность". И тому, кто вошел в эту вечность, уже давно плевать на роскошь. Просто надоело. Вот и наш Дракула живет в руинах, которые так любил показывать Пазолини (например, в "Царе Эдипе"). А спит Дракула в полурасколотом некомфортабельном гробу. Валяется там с приоткрытым ртом, исключительно уродливый — и именно по этой причине страшный. Он лишен каких-либо чувств, кроме жажды крови. Однако, внимание! Он ходит и ноет, выклянчивает у людей жалость.
Когда Дракула влезает в дом к Люси (Изабель Аджани), он не требует от нее всепожирающей любви, полной взаимности. Он с тоскливой миной на страшной роже повторяет то, что уже говорил Джонатану: "Ой, я такой бедный, я такой несчастный". И добавляет: "Я не прошу меня любить, просто подари мне часть своей любви к Джонатану".
Вместе с этим уныльцем в город приходят крысы, чума, тлен, упадок, смерть. Пожалуй, Херцогу лучше прочих удалось показать, что такое нежить — как вымышленно-персонифицированная (граф Дракула), так и природная, то есть, например, какие-то отмершие корешки, сучки, эррозийные скалы. Тогда как смерть обычно ассоциируется с замкнутым пространством (гробом), Херцог даёт ей простор. Как обычно, он избегает павильонных декораций (когда этого возможно избежать). Сочетание нерукотворной природы с нарочито-театральной игрой актеров дает странный, но положительный эффект.
А когда, скажем, Херцог бросает в комнату Аджани живого черного нетопыря, и тот неуклюже ползёт по занавеске, это производит гораздо более сильное впечатление, чем если бы в комнате Аджани оказался CGI-ный монстр. Природу пока не наебёшь!
Отмечу еще прекрасное музыкальное сопровождение — наряду с музыкой группы "Пополь Вух" использовалась музыка Рихарда Вагнера и Шарля Гуно.
Фильм одновременно и величественнен, и медитативен, и отвратителен. Замечательное сочетание.