Что первое пишут рецензенты об этом фильме — а то, что он сыгран непрофессиональными актрами. Ну то есть, приехал режиссер в вонючий захолустный городишко, вошел в убогие жилища местных жителей, сказал им что-то типа — давайте такую с вами сценку разыграем, разыграл, снял и достиг тем невероятной просто степени достоверности.
При том, что фильм скорее хорош, чем плох, меня с самого начала удивляли эти некинематографические лица и интерьеры. Не то, чтобы я реальной жизни не видела, но даже и в ней мой глаз стремится что-то найти. А тут будь добр есть, что дают. Если не постоянное ощущение каких-то затянутостей, провалов, пустот, связанных с этим экспериментом (есть у меня такая привычка воспринимать кино, как искусство, тут уж вы меня извините), то фильм безусловно удался.
Надо сказать, что мне в самом деле пришлось побывать в одном таком городке близ Таррагоны, где люди работают день и ночь, при том не имея возможности заработанные деньги с умом потратить, потому что захолустье — это не отдаленность от центров, это образ осмысления действительности. Такое местечко, я вам скажу, довольно жутковатое. И работа у всех достаточно бессмысленная — резиновое литье, работа с трафаретами. Содерберг даже не стремится ничего опоэтизировать, а зря. Куклы там просто ошметки бесчувственной резины, а совсем не подсматривающие за гнусным человекоустройством глазастые трупики из альтернативной реальности.
И вот годами на фоне вот этой всей ежедневной бессмысленности происходит формирование каких-то отношений между людьми. Ну то есть, паук в 249872 прохода протянул свою слюну, и через 298798 лет она окостенела, создав подобие симпатии или даже любви.
И вот в такое с трудом проложенное человеческое взаимоотношение вторгается новая героиня и сразу же заявляет свои права на все. На старые связи, на новые, на ценности, на бесценности. И другая героиня (не читайте, не читайте дальше!) ее в беспамятстве убивает. Именно в беспамятстве, потому что все понятные вещи куда-то делись, все разумное сместилось, а что там вылезло внезапно наружу — никто не разберет. И до самого финала никто и не разбирает. А разобравшись, все тихо впадают в ужас, уже из него до конца фильма не выходя.
Я даже долго думала, писать или не писать об этом фильме. В соотвествии с сюжетом мне надо было бы пожать одним плечом и что-нибудь вяло хмыкнуть. В общем, ну так, сойдет. Покатит.