Режиссер:
Фрэнк Дарабонт. Сценарий: Фрэнк Дарабонт по повести Стивена Кинга "Туман".
В главных ролях: Томас Джейн, Марсия Гей Херден, Лори Холден. В ролях: Андре Броэр, Тони Джоунс, Виллиам Сэдлер, Джеффри ДеМанн, Френсис Стернхаген, Алекса Давалос, Натан Гембл, Крис Оуэн.
Интересные факты о фильме:
Чертовски удивили прокатчики, выпустившие фильм под странным названием "Мгла", хотя повесть Кинга хорошо известна на наших широтах под названием "Туман".
Виллиам Сэдлер (сумасшедший механик) уже играл в "Тумане": он озвучивал одного из персонажей в радиопостановке повести Кинга.
Фрэнк Дарабонт очень любит повесть "Туман", и уже трижды раза перед этим начинал проект фильма, но каждый раз ему что-то мешало: причём, дважды ему просто предлагали экранизировать другое произведение Кинга ("Побег из Шоушенка" и "Зелёная миля") и съёмки "Тумана" откаладывались.
Поскольку времени на съёмку было в обрез, Дарабонт пришёл к выводу, что обычная съёмочная группа не уложится в срок, и нанял съёмочную группу сериала "The Shield", славящуюся быстротой съёмки новых серий. Они разбились на две команды "А" и "Б", и, снимая разные куски параллельно, уложились в срок.
В фильме есть пара отсылок к другим произведениям Кинга. Как обычно.Версия для печати
Я достаточно долго выбирал, на какой фильм идти в кинотеатр. Боевиков в прокате нету, а из более или менее пристойного, судя по составу, так сказать, исполнителей, в кино вышли "Беовульф" и кинговский "Туман". И тот, и тот фильм сняты вроде бы приличными командами, правда с отягчающими обстоятельствами: "Туман" снимал создатель "Зелёной мили" Дарабонт, а "Беовульф" мне искренне кажется уже исчерпанной в Голливуде темой (после "Беовульфа" с Ламбертом, "13 воина" и "Беовульфа и Гренделя"?), и смотреть, как эту дохлую кошку выжимают над стаканом (ну, кошечка, ну ещё немножечко...) мне почему-то не хотелось. С другой стороны, оба фильма хвалили на "гнилых-томатах": Дарабонт набрал там 69 процентов, а Земекис — все 70. Точку в вопросе выбора поставила моя жена, согласившаяся составить мне компанию: она давняя поклонница Кинга.
В моем поколении, наверное, каждый второй начинал своё знакомство с Кингом с этой повести, опубликованной в каком-то журнале (Саша Руденко точно помнит, в каком) во второй половине восьмидесятых. Поэтому повесть эта — прекрасный, кстати, текст — в странах бывшего Советского Союза вполне можно было бы назвать "культовой". Тем более странно, что прокатчики (они, наверное, из другого поколения — или из другой страны вообще) решили выпустить фильм под трудновыговариваемым названием "Мгла" (надеюсь, читатели не обидятся, если я всё же буду его называть, как мне привычно, "туманом"). В своё время "туман" многим в Советском Союзе открыл "другую прозу" — современную развлекательную беллетристику совершенно иного качества, нежели привычное нам. Мрачная, тягучая атмосфера, стремительная последовательность леденящих кровь событий, необычная компановка, и развязка, совсем не похожая на традиционные жанровые концовки. Поэтому, в общем-то, планка ожиданий, по крайней мере, у меня, была достаточно высоко.
И знаете что? Дарабонт получает за эту картину вполне, чёрт возьми, заслуженное "отлично". Потому что этот, мать его, постановщик "Зелёной мили", которую мы не смогли здесь отрецензировать, потому что всем сайтом её ненавидим, умудрился склепать реального кандитата на "лучший фильм сезона". А с учётом того, что сезон уже, в общем-то, заканчивается, с шестого декабря уже вовсю валят рождественские премьеры — думаю, возможно и лучшую картину Осени-2007.
Прежде всего, что, в общем-то, можно было от него ожидать, Дарабонт сохранил атмосферу. Страх, паника, неизвестность, тягостность от этой неизвестности, страх от этой тягостности и паника от этого страха — весь порочный круг, сводящий людей, замкнутых в небольшом пространстве и вынужденных бороться за свою жизнь неизвестно с кем, он изобразил мастерски. В очень многих моментах я угадывал текст повести — уже изрядно мною подзабытой, но прекрасно освежённой в памяти фильмом: особенно вот этой тягучей и мрачной неизвестностью, и непониманием того, можно ли вообще хоть на что-то надеяться, или пора оставить надежду, ибо вошли мы уже туда.
Далее — и вот этого от Дарабонта, поставившего два из самых плавных и неторопливых текстов Кинга, было ожидать уже сложно — он прекрасно справился с саспенсными, хорорными сценами. Их в фильме, в общем-то, не так уж много, но они длинные, чертовски напряжённые, и по-настоящему пугающие, потому что никогда не знаешь, чего ждать в следующую секунду. Да и приличные спецэффекты достаточно точно и тошнотворно изображают всю эту "туманную" нечисть. В общем, ставим ещё один плюсик.
Помимо этого, Фрэнк, мать его, Дарабонт, умудрился творчески переработать текст Кинга, добавив в картину ещё одну, совершенно неожиданную сюжетную линию (у Кинга она тоже, вроде бы, была, но по-моему, не выходила на передний план). Это — паника и страх, заставляющие людей рано или поздно сходить с ума, и совершать поступки, которые они никогда бы не совершили в обычных обстоятельствах. В определённые моменты от фильма здорово пахнУло "повелителем мух": видно, что Дарабонт хорошо сделал домашнее задание. Герои картины вынуждены бороться не только с тварями за окнами супермаркета, но и с окружающим их безумием, которому куда легче поддаться, чем пытаться ему противостоять. И отдельно стОит сказать об игре Марсии Гей Херден. Я как-то эту актрису раньше всерьёз не воспринимал, и всегда путал её с той тёткой, которую жёстко трахал в "Основном инстинкте" Майкл Дуглас (ну, помните, там всего две тётки было: Шарон Стоун, и эта). Так вот: теперь я не буду её ни с кем путать. Её игра завораживающа, и стопроценто убедительна. Прекрасный выбор для столь сложной роли.
И наконец — концовка. Я не могу о ней не рассказать, поэтому скажем так: она у Дарабонта несколько отличается от кинговской. Вот всё, что вам нужно знать, если вы читаете эту рецензию, чтобы определиться, смотреть ли фильм.
Смотреть, чёрт возьми. Однозначно. Жаль, что эта картина не вышла в период нашей "кингомании", столько гамна приходилось рецензировать, потому что по Кингу не так уж много хороших картин.
Если вы не смотрели фильм, и собираетесь это сделать, на этом рецензия заканчивается. Дальше я рассказываю о том, что убийца — повар.
Если же вы уже посмотрели картину, или вы из тех ударенных в голову людей, что любят портить себе просмотр, читая спойлеры, можете читать дальше.
Я, собственно, о концовке. Дарабонт, положа руку на сердце, не открыл никакой Америки, изобразив нам то, что приходило в голову почти каждому зрителю, видевшему на экране хоть одно экранное самоубийство "чтобы не сдаться врагу". Мысль "а что если ещё рано?", "что если ты совершаешь его за секунду до спасения", "что, если терпеть на самом деле оставалось считанные мгновения?" постоянно доставала меня при просмотре этих жестов отчаяния. Но, чёрт возьми, одно время задумываться об этом, потому что где-то в идее фильма это подразумевалось, и совсем другое — увидеть это воочию, когда тебе это изображает режиссёр. Не как сон, нет. И не как мысли главного героя. А как события картины.
Однозначно, здесь Дарабонт заслужил жирный "плюс". Вот такой: "+". Но, оставив в стороне оригинальность финальной точки, задумаемся над очень простым вопросом: что он хотел сказать?
Поначалу мне пришло в голову, что Дарабонт здесь осуждает уныние (являющееся смертным грехом — правда, лишь в некоторых версиях списка), предостерегает от отчаяния. Отчаиваться никогда нельзя. Тот, кто отчаялся — будет наказан. И наказан, чёрт возьми, жестоко — фильм это прекрасно демонстрирует. С другой стороны — полезно иногда ходить в кино с женой — мне тут же была предложена другая, женская точка зрения. Герой в версии Дарабонта был наказан не за уныние, а за инициативу. Ведь останься они вместе со всеми в супермаркете — их бы спасли. И вроде бы именно эту идею иллюстрирует женщина с детьми, которая в начале ушла из магазина, а в конце ехала в фургоне грузовика. Всё, что надо было — пристрелить "провидицу", и продолжать держать оборону магазина, ещё каких-нибудь пару дней, а может и того меньше. Никуда не надо было ехать.
Забавно, что при всей антирелигиозности (или уж во всяком случае антиклерикальности) картины, Дарабонт сделал концовку, которая предполагает исключительно религиозное трактование. За уныние наказан герой, или за гордыню? Где он ошибся? Что сделал не так?
Трудно сказать.
Но в процессе размышлений мне в голову пришла ещё одна мысль. И мысль эта слегка уменьшает заработанный Дарабонтом плюсик, делая его вот таким: "+". Потому что, по большому счёту, Дарабонт сделал недостоверную концовку. Не сами автомобили со спасёнными, и мгновенное рассеивание тумана: это, конечно, просто иллюстрация. Ну, приехали бы броневики спереди, а не из-за спины героя (как они туда попали?), ну, не повезли бы они спасённых сразу, а только через какое-то время, да и вероятность того, что тут же, в автомобиле, проедет известная герою женщина, ничтожно мала — но это ничего не меняет, нет. Здесь всё понятно. Недостовеным оказался сам факт убийства героем тех, с кем он ехал в машине. Просто потому, что это не тот герой, который мог так поступить. Помните, в фильме был эпизод, где парень умирал от ожогов? Так вот, главный герой не только не дал его убить, а полез рисковать своей жизнью, и жизнями других людей — и, кстати, двумя из них пожертвовал — чтобы притаранить ему лекарства, на которых он может быть продержался бы ещё день. И то не успел. Не мог человек, который до последнего не давал убить обречённого на смерть и чертовски страдающего погорельца, вдруг взять — и пострелять всех от отчаяния. Даже с учётом этой идиотской просьбы его сына "не отдавать его чудовищу". Здесь, кстати, снова какие-то библейские аллюзии: какое же конкретно имел в виду чудовище пацан? Может быть, речь шла вообще не об этом мире? Мы не узнаем. Можем только догадываться. Но эта стрельба в машине, честно говоря, как-то режется у меня в голове с общим укладом картины. Не мог герой так поступить — и точка.
На последок хочется ещё сказать о Волли: вот уж кого мне действительно было жалко. Честно говоря, я бы многое отдал, чтобы этот персонаж дожил до конца фильма. Да и похоже было, что доживёт: тихий рохля-клерк, который в критической ситуации оказывается одним из очень немногих, сохраняющих трезвость рассудка, и демонстрирует завидное мужество и твёрдость руки. Когда он завалил "провидицу", ему апплодировал весь зал. Последний раз апплодисменты кинозала, на моей памяти, срывала Николь Кидман в "Догвилле", застрелившая Тома. Жаль, что Дарабонт распорядился судьбой Волли по-другому. Гореть ему за это в геене огненной. Шучу.
P.S. И ещё одно! Сразу после фильма встретил каких-то свидетелей убийства бога, или как-то так, которые сунули мне в руки брошюрку, на обложке которой была нарисована одухотворённая мордаха очередной "провидицы". Блять, меня аж передёрнуло. По-моему, всем молодым людям надо давать смотреть "Туман" в качестве противоядия тлетворному влиянию церкви. Аминь.