Режиссер:
Роман Полански. Сценарий: Жерар Браш, Джон Браунджон (по роману Паскаля Брюкнера), Оператор: Тонино Делли Колли, Композитор: Вангелис.
В главных ролях: Хью Грант, Питер Койот, Эммануэль Сенье, Кристин Скотт Томас. В ролях: Виктор Банерджи, Софи Патель, Патрик Альбенк, Смила Михайлович.
Интересные факты о фильме:
Вместо Питера Койота главную роль мог сыграть Джеймс Вудз.
Фильм "Горькая луна" никогда не был в фаворе у критиков, не получил ни одной кинопремии, в прокате прошел полностью незамеченным (если не считать российский прокат 1993 года, — но тогдашние цифры уже давно канули в лету)… В общем, может сложиться впечатление, что Поланский, уже десятилетие пребывая в творческом кризисе, снял какую-то очередную муру. Однако, я люблю этот фильм больше прочих фильмов Поланского и считаю его таким же недооцененным, как в свое время был недооценен, например, "Бегущий по лезвию", сейчас ставший эталоном кинофантастики.
В "Горькой луне" нет положительных персонажей. Это свойственно Поланскому, — он почти всегда показывает "просто людей". Но если присмотреться к этим "просто людям", то их отрицательные качества преобладают над положительными. Герои Поланского –преступники ("Тупик", "Китайский квартал"), несуразные фанатики ("Ребенок Розмари"), а чаще всего — "просто" зачморённые собственными комплексами люди ("Жилец", "Отвращение"). Как только Полански пытается показывать людей, у которых положительные качества преобладают над отрицательными, его фильмы делаются скучными: "Тэсс", "Оливер Твист", "На грани безумия". Роман Поланский настроен критически, но редко когда он бывает критичным беспощадно. "Горькая луна" — как раз тот случай.
Достигая бунюэлевских высот сарказма, но все же не доходя до абсурда, Поланский рассказывает две параллельные истории. Одна история — это история американца Оскара, проживающего деньги своего богатого дедушки. Оскар — типичный представитель богемы. Ему уже под сорок, но он, получив наследство, возомнил себя писателем и переехал на ПМЖ в Париж, "где творили Хемингуэй и Миллер". За несколько лет он написал три романа, но не издал ни одного. Он знакомится с юной парижанкой Мими. Дьявольская страсть, невероятный роман… — и вот этот роман, историю обоюдной страсти, Оскар рассказывает молодому англичанину Найджелу, с которым знакомится на лайнере, — это, так сказать, вторая история фильма, параллельная первой.
Найджел является антиподом Оскара. Найджел — характерный представитель среднего класса, дилер, но в "Горькой луне" вот эта вот "усредненность" подается в гораздо более широком, можно даже сказать, всеобъемлющем смысле. Найджел сделал своей жене Фионе подарок на седьмую годовщину свадьбы: морской круиз. Найджел западает на Мими, и внезапно Оскар предлагает ему сделку: Найджел выслушивает историю до конца, а потом "получает кусочек сердца Мими в подарок". Найджел давно охладел к Фионе, но не может с ней расстаться, потому что ему с ней удобно. Найджел — ужасный ханжа, ходячий стереотип, привыкший мыслить стереотипно и действовать стереотипно, поскольку это необходимо любому человеку, пытающемуся найти достойное место в социуме. Сперва он только из чувства вежливости не уходит из каюты Оскара, который вываливает ему все шокирующие подробности личной жизни. Но впоследствии Найджел возвращается снова и снова, потому что надеется на торопливый, может быть, даже пылкий, но самое главное, ни к чему не обязывающий секс с Мими. Он становится участником безобразных розыгрышей, которые устраивают развязные Оскар и Мими, но все равно не может отстать от этой пары — ибо целеустремлен, как и полагается хорошему бизнесмену.
Фильм полностью завязан на сексе, но есть там и забавные нюансы. Например, Оскар является прекрасным рассказчиком. Чувственным, как Миллер, и безумно-циничным, как Берроуз :) Но все-таки мы не можем сделать никаких выводов о его литературных талантах. Его американская редакторша сообщает ему, что Париж изжил себя, Париж высосали Хемингуэй и Миллер. Теперь там нечего делать. Потом она более конкретно разъясняет ему положение вещей на книжном рынке: издавать можно только те романы, которые подписаны уже известным автором. То есть, сперва стань известным автором, а потом начинай издавать свои романы. Хорошо! Пусть так! Пусть Оскар — непризнанный, но чрезвычайно талантливый автор. Однако ж ведь и Найджел выслушивает его байки только потому, что имеет свою корысть! Соответственно, возникает вопрос: Оскар, как творец, имеет право быть выше морали или как? Думается, что подспудное осознание собственной никчемности снимает этот классический вопрос, заданный Романом Поланским. Но остается другой вопрос. Что лучше, быть страстным эгоистом, как Оскар, или аморфным конформистом, как Найджел? Постепенно у зрителя пропадает желание развешивать на персонажей фильма ярлыки своих симпатий, но не хватает злобы и для антипатий. Ибо Поланский очень точен, когда обрисовывает две схемы человеческого поведения: 1) страсть во имя всего; 2) подавление (или скрытие) страсти во имя всего. Герой Хью Гранта благоразумен, но жалок. Он пытается оторвать не кусок, а кусочек от запретного плода, при этом, желательно, не потеряв своего благопристойного лица.
Под эти схемы подпадают ВСЕ. Может быть, поэтому фильм не снискал лавров?
Лейтмотив "Горькой луны", безусловно, трагичен. Потеря сексуальной привлекательности приравнивается к потери человеческого облика, причем у обоих партнеров.
Постепенно у Оскара пропадает сексуальная тяга к Мими, и у нее, вероятно, тоже, но зато у Мими остается странное чувство "любовь", Оскару совершенно незнакомое. Мими привязана к Оскару, хочет иметь от него детей, жить спокойно и счастливо. Эгоистичный, амбициозный и тщеславный Оскар этого не хочет, предпочитая сгорать в страстях. Он и Мими изыскивают новые способы для удовлетворения похоти: всяческие там игры, в основном — садо-мазо. Потом перестает устраивать и это. Оскар слишком честен перед собой (и хочет быть честным перед Мими), поэтому честно и в то же самое время грубо (такой уж он человек) предлагает ей расстаться. Когда Мими отвечает отказом, он пытается изжить ее из своей жизни. Игра в садо-мазо превращается в жизнь: садизм со стороны Оскара и мазохизм со стороны Мими. Так продолжается два года. Финишом этого этапа их отношений является аборт, после которого Мими уже никогда больше не сможет иметь детей. Пожалуй, именно тогда Мими перестает быть нормальным человеком. Однажды пьяный Оскар оказывается на больничной койке, его сбивает машина. Мими — единственная из его бесчисленных подруг, кто пришла к нему. Но пришла со своей целью. Она сбрасывает его с койки и окончательно доламывает. Теперь Оскар — инвалид на всю жизнь, парализован ниже туловища. Но Мими этого мало: она начинает за ним "ухаживать". Теперь их роли меняются: Оскар страдает мазохизмом, а Мими — садизмом. Она мстит по полной программе, чтобы Оскар "искупил" свои два года издевательств. Они попадают в адский водоворот и уже не могут остановиться. Потом им становится мало издеваться над другом, им надо вовлечь в свои игры, которые перестали быть играми, посторонних людей. Посторонними людьми оказываются Найджел и Фиона…
Финал фильма неоднозначен (там — смертоубийство). Может быть, это было эгоистичное, доминирующее решение Оскара, а может быть, это было взаимное соглашение, жирная точка над "и", блистательный взрыв тупика, в который забрели отношения Оскара и Мими, — именно к такому выводу приводят многочисленные намеки, разбросанные по сюжету. Ведь, собственно говоря, Мими подарила Оскару пистолет — в качестве садистской шутки, она же первой познакомилась с Найджелом и Фионой, а потом рассказала об этих милых людях мужу. И ведь именно Мими сообщила Найджелу, что "он не знает конца всей этой истории"…
Но как бы то ни было, а все-таки Оскар сделал, может быть, единственный в своей жизни добрый поступок: вдохнул в отношения Найджела и Фионы новую жизнь. Их трогательные объятия на палубе, после перенесенного шока, обещают еще пару лет совместной спокойной жизни, лишенной треволнений…
Какую-то утешительную мораль можно было бы найти в образе вежливого и мудрого индуса, который демонстирует на протяжении фильма свою дочку. Если похоть имеет единственный богоугодный результат — заведение детей, то тогда жизнь обретает смысл и гармонию. Но фильм заканчивается тем, что девочка уходит в туман, окутывающий палубу корабля, а Найджел и Фиона смотрят ей вслед. Полански не может удержаться от сарказма, еще в первой трети фильма вкладывая в уста мистера Сингха фразу о перенаселенности Индии и, вследствие того, царящей там нищеты и грязи.