Режиссер:
Вольфганг Петерсен. Сценарий: Эдвард Хмара (по рассказу Барри Лонгира), Оператор: Тони Ими, Композитор: Морис Жарр.
В главных ролях: Деннис Куэйд, Луи Госсет-мл.. В ролях: Брайон Джеймс, Ричард Маркус, Кэролин Маккормик.
Награды: МКФ фантастики и ужасов в Авориазе — Antennae II Award, C.S.T. Award..
Интересные факты о фильме:
Луи Госсет, сыгравший инопланетянина, сам придумал странный "акцент". Он полоскал слюну в горле так, как это делают грудные дети.
Первоначально фильм был снят на Вестманнаейаре (мелком островном архипелаге возле южного побережья Исландии). В результате трений между режиссером и продюсерами, проект был закрыт. Через год Петерсен заново отснял весь фильм. Съемки проходили на баварской киностудии (г.Мюнхен. Часть декораций сохранилась до сих пор, их можно увидеть во время экскурсии по киностудии), но некоторые сцены были отсняты на пленэре — на одном из Канарских островов (вулканические ландшафты и зеленое озеро. Эти пейзажи можно увидеть, посетив национальный парк в Ланзароте).
Во время сражения в начале фильма бортовой компьютер корабля драков показывает на мониторе структуру белка.
На режиссерское место прочили Терри Гиллиама, но тот отказался, предпочтя поработать над собственным амбициозным проектом — "Бразилией".
Так же предлагали снять фильм Дэвиду Линчу...
В конце концов, выбрали Ричарда Лонкрейна. Но тут появилась более подходящая по мнению продюсеров кандидатура — Вольфганг Петерсен.
У фильма мог быть более длинный финал. По-крайней мере, Петерсен отснял сцену, в которой Замус представляет Дэвиджа своим родственникам на родной планете.
Озеро, возле которого происходит первая встреча человека и драка, было изготовлено для съемок фильма Петерсена "Лодка" (1981). Так же при съемках "Врага моего" использовались декорации, сделанные для другого фильма Петерсена — "Бесконечная история" (1984).Версия для печати
Продолжаю лелеять вредную привычку — привычку пересматривать фильмы, которые видел в детстве. Как правило, пересмотренные заново фильмы отправляются в утиль как нечто непотребное. "Враг мой" — фильм тоже не фонтан, но, моим канонам вопреки, сейчас он мне понравился значительно больше, нежели в детстве. Эту фантастическую мелодраму снял Вольфганг Петерсен, "самый кассовый" немецкий режиссер, прославившийся военной драмой "Лодка" ("Das Boot") и сказкой "Бесконечная история". Разноплановый режиссер, охотно работающий в непохожих между собой жанрах, стартовал в Голливуде с классической историей в жанре "ненаучной" фантастики. Чем же эта история классиччччска? Тем, что продолжает гуманистические традиции Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака и Артура Кларка.
Цивилизация людей, произошедших от обезьян, воюет с цивилизацией драков, произошедших от ящериц, за богатую звездную систему. Во время боевого столкновения истребитель землян и истребитель драков падают на необитаемую планету. Здесь нет семи пятниц на неделе, здесь есть только два робинзона, равных друг другу: человек Уиллис и драк "Джерри". Перед страхом одиночества они пасуют и продолжают борьбу за выживание уже вместе. Со временем, их начинает соединять не столько страх, сколько крепкая дружба. Но Вольфганг Петерсен идет еще дальше. Он вспоминает про существование сексуального влечения, и жирными намеками (но ничего не показывая) сообщает зрителю о том, что между пост-обезьяной (Уиллис основательно обрастает волосами) и пост-ящером был половой контакт. Двуполый "Джерри" разрождается чадом и помирает. Уиллис берет воспитание ребенка на себя. И та отеческая любовь, которой он одаривает маленького Земмиса, только подтверждает, что ребенок этот — его. Родовой инстинкт оказывается превыше видовой принадлежности и даже офицерской присяги. Когда на планету прилетает космический завод, где вкалывают рабы-драки, а ими погоняют люди, Уиллис легко подавляет в себе прежнюю мечту — вернуться к людям. Но любопытный ребенок сам стремится туда. В результате Уиллис жертвует своей жизнью ради попавшего в ловушку сына, а когда жизнь Уиллиса, по счастливой случайности, оказывается спасена, благодаря его бывшим товарищам по оружию, он ворует истребитель и возвращается на планету, чтобы угандошить мерзких людишек. Именно Уиллис становится инициатором мира среди людей и драков. Причем мир вершится так, как вершился в дикие, но не столь уж стародавние времена: когда союзы между европейскими государствами скреплялись узами родства. В финале фильма закадровый голос сообщает нам о том, что имя Уиллиса вписано в родословную Земмиса.
Довольно необычный сюжет!
Спецэффекты для фильма делала компания Джорджа Лукаса "Industrial Light and Magic" и, судя по всему, решила сэкономить на голливудском неофите Петерсене. Людские истребители — это копия "имперских" истребителей, а истребители драков — копия корабля Хэна Соло из "Звездных войн". А декорации видны даже безоружному глазу.
Впрочем, инопланетяне впечатляют. Над make-up'ом работал Крис Уоллас — лауреат премии "Оскар" за грим к "Мухе" (1986).
Первые три четверти фильма — вялое и скучное зрелище, разбавленное незатейливым немецким юморком (например, чудовище, живущее в яме, когда сжирает очередную многоногую черепаху — издает типично прусскую отрыжку). Но последняя четверть — добротный экшн, не лишенный драматизма.