Режиссер:
Джоэл и Этан Коэны. Сценарий: Джоэл и Этан Коэны, Оператор: Барри Зонненфельд.
В главных ролях: Френсис МакДорманд, Джон Гетц, Дэн Хедайя, Эммет Уолш. В ролях: Джон Гудман, Сэмм-Арт Уильямс, Дэбора Нойманн, Ракель Гавия, Ван Брукс.
Награды: 1986: Приз зрительских симпаний — Джоэл Коэн (Fantasporto) Лучший режиссёр — Джоэл Коэн (Independent Spirit Award) Лучшая мужская роль — Эммет Уолш (Independent Spirit Award)
1985 — Гран-при — (Sundance Film Festival).
Интересные факты о фильме:
На русский язык название переводилось, как "Просто кровь", "Просто, как кровь" и даже "Группа крови" (?). Все эти варианты — неправильные. Название фильма позаимстсововано из "Кровавой жатвы" Дэшила Хэммета, где главный герой говорит своей любовнице: "This damned burg's getting me. If I don't get away soon I'll be going blood-simple like the natives". То есть, если всё-таки отталкиваться от буквалистики, название следует перевести, как "Простокровные".
Тизер (короткий рекламный ролик) к этому фильму был снят задолго до начала съёмок самой картины. В нём перепачканный в крови Брюс Кемпбелл полз по дороге, в точности как персонаж, которого в фильме сыграет Дэн Хедайя.
На роль Эби сначала прослушивалась Холли Хантер, но, поскольку она получила роль в театральной пьесе в Нью-Йорке, она предложила своей соседке по комнате Френсис МакДорманд пройти пробы. Это стало первой ролью в кино для Френсис МакДорманд, которая вышла замуж за Джоэла Коэна, снялась в пяти коэновских картинах, и даже получила "оскара" за главную женскую роль в фильме "Фарго".
На автоответчике в доме Мориса, кстати, голос Холли Хантер, которую попросили хотя бы записать для фильма короткую речёвку.
В сценарии персонаж Эммета Уолша именовался "Лорен Виссер", но в самом фильме его по имени не называют ни разу (только на его зажигалке можно увидеть надпись "Лорен"), и в титрах его обозначили, как "Частного детектива", чтобы не путать зрителей.
Режиссёрская версия картины короче студийной. На такое способны только Коэны.
При бюджете картины в полтора миллиона долларов, фильм выпускался в прокат дважды, и собрал в общей сложности почти пять миллионов.
Для повторного выхода в прокат и специального издания на ДВД 2001 года Коэны сняли вступление, в котором вымышленный продюсер Мортимер Янг (глава вымышленной компании "Forever Young Films", занимающейся восстановлением повреждённых киноплёнок) в исполнении Джорджа Ивза, рассказывал о работе над картиной. Там же есть комментарии вымышленного историка кино и художественного директора "Forever Young Films" Кеннета Лоринга, голос которого принадлежит Джиму Пиддоку. (Кстати, если кто-то не знает, такое вот издевательство над доверчивым зрителем и называется страшным словом "симулякр"). Среди прочего Кеннет Лоринг рассказывал в комментариях, что: - стартовая сцена, где персонажи едут в машине, была снята задом наперёд и вверх ногами, для того, чтобы синхронизировать произносимый текст с лучами фар встречных машин; актёрам брызгали на голову спреем, чтобы их волосы не свисали, когда их снимают вниз головой, и заставляли произносить текст задом наперёд; - в сценах, где персонажи разговаривают на фоне музыки, актёры только артикулировали слова, а диалоги были записаны позднее в студии, чтобы музыка и текст не забивали друг друга; - собака Марти — на самом деле не живая собака, а аниматроника; - весь пот персонажей, который мы видим в кадре, на самом деле был добавлен комбинированными съёмками с кадров крупным планом пегих лошадей; - в фильме должны были сниматься Фред Астер и Розмари Клуни; - звук жужжащей мухи был создан на компьютере; - и так далее. Если вдруг у вас есть этот ДВД, автор "экранки" Дмитрий Савочкин готов выменять его у вас на любой ДВД из своей коллекции.Версия для печати
В предверии выхода нового фильма Коэнов, который (по крайней мере на данный момент) обещает быть очередным шедевром (те загадочные 900 человек, что проголосовали за "Нет страны для старика" на imdb.com, оценили его в среднем в 9,1 балла, что выводит его на первое место рейтинга imdb 250 — впрочем, думаю, после выхода в прокат рейтинг подупадёт), я решил пройтись, так сказать, по классекам от самых истоков.
Первая, и самая малоизвестная у нас в стране, картина Коэнов была включена в чей-то там список "ста величайших триллеров" (куда, говорят, даже не все картины Хичкока попали!) под каким-то там восемьдесят-с-чем-то волохатым номером, на сайте роттентоматос (чего я видел впервые в жизни) имеет рейтинг "100", да к тому же получила гран-при на фестивале в Санденсе, что не может не разжигать моего зрительского интереса к ней. С другой стороны, памятуя о том, что это первый блин, так сказать, комом, молодых и пока только подающих надежды кинематографистов (первый триумф в Каннах их будет ждать аж через шесть лет и три картины), а потому никаких завышенных ожиданий у меня не было.
Должен заметить, я получил приблизительно то, на что рассчитывал, за что весьма Коэнам благодарен. "Простокровные" — это абсолютно классический триллер с веером проклёвывающихся коэновских фишек, достаточно короткий, и умопомрачительно простой. Сюжет картины классичен настолько, насколько вообще возможно. Бармен переспал с женой своего босса, злобной и мстительной сволочи. А тот как раз нанял частного детектива следить за женой, и тут же узнаёт об их измене. Дальше почти полчаса очень зловеще под зловещую музыку и в зловещей атмосфере ожидания бури в фильме ничего не происходит. Но, естественно, в конце концов босс разродился страшной мстёй.
Некоторые элементы нуара — эстетические, и частично сюжетные, обилие по-коэновски обыгранных жанровых клише, и явная установка на то, чтобы не дай бог не было "ничего лишнего". Фильм дёшев, и практически обходится перечисленными четырьмя персонажами. Из второстепенных героев мне на ум приходит только бармен-негр, и его девушка, но они внезапно появляются, и так же внезапно исчезают, не оставив абсолютно никакого следа в сюжете. Простые, как дверные косяки, парни и девчонка, совершают простые поступки, и говорят простые слова, но сюжет как-то сам собой начинает закручиваться в поросячий хвостик, становясь всё более и более непредсказуемым. Развязка наступает весьма скоро, и оказывается весьма будничной. Правда, финальный поединок героев успел за прошедшие двадцать лет стать классикой, проверенной, так сказать, временем, и войти во всевозможные учебники и решебники. Особенно спойлер, прибитый спойлером к спойлеру. Достойная, так сказать, фишка.
Актёры играют так же просто, как снимают Коэны, и при этом столь же качественно. Скажем, я впервые понял в этом фильме, кто такой вообще "Дэн Хэдайя" — динозавр эпохи Уильяма Фридкина, к которому, по непонятной мне доселе причине, режиссёры относятся с известной долей пиетета. Френсис МакДорманд хороша, как всегда: меня даже поражает, честно говоря, почему в своё время она на стала мега-звездой в штатах. Она олицетворяет собой абсолютно американский типаж женщины: американские губы под американскими глазами на добротно склёпанном американском теле. Я, пожалуй, не назвал бы её красивой, но, скажем, они с Джессикой Биль для меня вообще на одно лицо, и последняя при этом мега-звездой стала. Должно быть, МакДорманд просто удачно вышла замуж, и с головой ушла в семью.
Из более поздних картин этот фильм больше всего напоминает "Фарго" — те же дурацкие криминальные идеи, приходящие в головы простым ребятам, которые (идеи, не ребята), оторвавшись от их создателей, начинают жить какой-то своей, независимой жизнью, наматывая на колёса людей — и та же Френсис МакДорманд в одной из главных ролей. Пара мизансцен у этих фильмов совпадают почти букально. Вот только "Простокровные", полностью оправдывая своё название, гораздо легче и проще титулованного "Фарго": здесь и персонажей поменьше, и сюжет не выписывает особенных фортелей.
Больше не хочется ничего рассказывать, потому что — как ни крути — а если сказать о фильме ещё хоть одно слово, то надо спойлить, а спойлить не хочется. Всё же, не смотря на всю эту коэновскую простоту, фильм обладает своеобразным очарованием "маленького, да удаленького" триллера, который вполне подойдёт скоротать вечерок.
Единственное, о чём я могу говорить смело — это о специальном издании на ДВД. Если вы прочли факты о фильме, то должны были увидеть, какую феерию устроили Коэны, издевающиеся над новомодной манерой современных фильм-мейкеров выёбываться на съёмках, а потом пахвосно рассказывать об этом в комментариях к фильму. Если у вас вдруг есть этот волшебный ДиВиДи, я готов отдать за него свою жизнь любой другой ДиВиДи из своей коллекции. Давайте меняться!
Первый малобюджетный фильм Коэнов возродил к жизни моду на нуар и открыл братьям дорогу в Голливуд, просигнализировав, что пришли новые мастера. Мрачное и многообещающе безнадежное ощущение охватывает с начальных кадров, словно в момент, когда ты осознаешь, что сделал ошибку, но уже слишком поздно суетиться и пытаться ее исправить. Зловещие тени, мелкие детали быта, камера Барри Зонненфельда, которая будто плывет, огибая предметы, рисует сложные траектории, заключая персонажей в рамку. Но изюминкой "Просто крови" является то, что ты никак не можешь понять, — то ли поверить в триллер и отдаться напряжению, то ли признаться, что тебя дурачат. Непонятно, то ли братья шутят, то ли серьезны. Пространство знаков и плохих предчувствий, привносящее в бытовую историю неуловимую пугающую мистику, легко сменяется странными шутками, слетающими с губ персонажей. Порой их патетика выглядит смешно, но уже в следующем кадре смех обрывается страхом. "Хочешь приударить за мной? А я не хочу. Все очень просто", — говорит взбешенному Марти девушка в баре. "Неужели так просто?", — неприятно переспрашивает он, и вскоре мы убедимся в том, что да, просто. Просто, как кровь.
События происходят в техасском захолустье, про которое в самом начале рассказывает неприятный обрюзгший детектив, один из главных героев. “В России поплачешь – тебя все будут жалеть. У нас все по-другому. Техас есть Техас — здесь ты предоставлен самому себе”. В маленьком городке живет Джулиан Марти, владелец бара, в котором работают два бармена-сменщика, Морис и Рэй. У Марти есть жена, Эбби, которую он постоянно подозревает в неверности и которая хочет от него уйти, считая грубым психопатом. Эбби спонтанно отдается чувствам с подвозившим ее под дороге в никуда Рэем, а за этой сценой наблюдает Лорен Виззер, частный детектив, нанятый Марти. Как оказывается, Марти действительно несколько не в себе, поэтому раздосадованный муж сначала делает попытку вернуть жену силой, а затем нанимает Виззера, чтобы тот за 10 000 убил и Эбби, и ее любовника. Бытовая история рассказана Коэнами так, что интересует сильнее иных фантастических фильмов. При этом "Просто кровь", наверное, самый "черный" фильм из всех работ Коэнов. Название картине дала цитата из Дэшила Хэммета (This damned burg's getting me. If I don't get away soon I'll be going blood-simple like the natives"), но смысл ее изменился – оказывается, убить легко, и домохозяйка при давлении обстоятельств отлично управляется с револьвером. При этом ни один из героев, как в классическом нуаре, не вызывает симпатии – сволочной псих, глуповатая жена, любовник – нормальный, но ничем не отмеченный парень — и частный сыщик, который за долгое время слежек и копания в грязном белье, словно впитал в себя все пороки. Замкнутая композиция дает возможность проработать напряжение, электризацию отношений между героями – и яркую развязку.
Музыкальное сопровождение, операторская работа, актерская игра и сочные реплики в сочетании с визуальными фишками Коэнов сделали бы честь не то что дебюту, а вполне состоявшемуся кино. После этого фильма Фрэнсис Макдорманд стала женой Джоэла, а сами братья вошли в плеяду самых оригинальных и многообещающих режиссеров Америки. И хотя местами фильм откровенно сыроват, финальная сцена с выстрелами через стену в темно-голубом свете – одна из самых красивых, напряженных и яростных в истории независимого кино.