Режиссер:
Ридли Скотт. Сценарий: Стивен Зайлиан по статье Марка Джекобсона, оператор: Харрис Сэвайдес, композитор: Марк Штрайтенфельд, продюсер: Ридли Скотт.
Раньше я вот как считал: Риддли Скотт ("Дуэлянты", "Бегущий по лезвию", "Чужой", "Легенда")- это кинохудожник, новатор, волшебник визуального стиля и все такое, а брат его, Тони Скотт ("Топ ган", "Дни грома") — ремесленник, штамповщик. А нынче что? А нынче ровным счетом наоборот. Тони Скотт снимает такие фильмищи как "Настоящая любовь", "Шпионские игры", а в последнее время, припомнив свой претенциозный дебют "Голод" что-то там экспериментирует с визуальным стилем, а Риддли хуярит всякую хрень про солдаток джейн, гладиаторов, белые шквалы и черные ястребы... А последние его три фильма я вообще не смотрел и не желаю. А этот посмотрел, потому что интересно ведь что же за эпос про гангстеров, традиционный для американского кино, снял былой режиссерище. Дотянет ли до уровня копполовских, бэ-де-палмовских, скорцезевских и чиминошных саг?
А хуй там! Уж каким разочарованием стал "Зодиак" Финчера, но этот блокбастер — мегаразочарование, поскольку и режиссер позаслуженнее и фильм получился без финчеровского изворота (о "Зодиаке", прожалуй, стоит написать отдельную рецу, так что распространяться не буду).
Если представить, что все эти былые гангстерские саги — все эти "Крестные отцы", "Неприкасаемые", "Лица со шрамом" и "Пути Карлито", "Сицилианцы" и "Годы дракона", "Славные парни" и всякое "Казино" и "Серпико" вдруг р-раз и стерлись из памяти зрителей, то тогда "Американский гангстер", безусловно, мощное кино. А так... Вот смотрите, ведь любой из перечисленных фильмов совершенно не тянет сравнивать с любим из перечисленных фильмов (ну, кроме, может, бэ-де-палмовских "Лица со шрамом" и "Пути Карлито"), потому что в каждом из них есть что-то новаторское, ранее невиданное, какой-то изъёб. А тут же неперченная и несоленная кинокаша из брикета с этикеткой "Клише", жиденько размазанная по циферблату на два с половиной часа. Даже не бог весть какой "Кокаин" с Деппом выигрывает по сравнению с.
Банальный "запущенный" полицейский (Кроу) от которого банально, как во всех фильмах про полицейских, ушла жена, потому что он много работает и не уделяет ей внимания. Банальный гангстер, выбившийся из грязи в князи из-за того, что в те моменты, когда любой потеряет голову, невозмутим и каменнолик, а в те моменты, когда любой отреагирует на внешний раздражитель спокойно, срывается с катушек и стреляет на улице кому-то в голову или плющит на званном ужине кому-то черепушку крышкой от рояля. Единственно, что не итальянец, не кубинец, не пуэрториканец, не еврей, не ирландец и даже не русский, а негр.
Пусть Риддли Скотт и начал в 90-х снимать фуфло, но все же в его картинах был узнаваемый риддлискоттовский визуальный стиль. Здесь и его нет. Впрочем, у картины, как говорится, нелегкая судьба. Снимать ее должен был Фукуа и студия даже выложила 5 лимонов Бенисио дель Торо и 20 лимонов Дензелу Вашингтону за участие в этом фильме. Причем, контракт был оформлен так, что бабки они получат даже если фильма не будет. Фукуа фильм не снял, а снял через два года Риддли Скотт, вместо дель Торо, в третий раз пригласивший в свой фильм Рассела Кроу. И снова Дензела Вашингтона, которому снова заплатили 20 лимонов. Таким образом чернокожий актер получил за роль в этом скучняке 40 миллионов бумажек с портретом президента-однофамильца. И даже на радостях купил человеку, которого играл, черному гангстеру в отставке (фильм основан на реальных событиях — оба человека, которых играют Кроу и Вашингтон, еще живы) лимузин.
Вся беда, конечно же, из-за того, что "на основе реальной истории". Главным консультантом Кроу, игравшего полицейского, был отставной полицейский, которого играл Кроу, а главным консультантом Вашингтона, игравшего гангстера, был отставной гангстер, которого играл Вашингтон. Ну и что актерам оставалось делать, как не играть настолько серо, чтоб у неискушенных в искусстве живых прототипов не возникло раздражения из-за того, что они не выглядят в фильме как хрестоматийный полицейский и хрестоматийный гангстер. Что оставалось сценаристу, кроме того, чтоб записать скучные россказни старичков-прототипов и не обидеть их какой-то эксцентрикой. Что оставалось режиссеру, как не попытаться передать дух эпохи таким образом, будто фильм снимался в семидесятых (до "Мюнхена" спилберговского все же не дотянул) напичкав соответствующим саундтреком и проследив, чтоб никто из массовки вдруг не выхватил из кармана мобильник или, скучая, не завтыкал в наладонник. Что оставалось мне, кинозрителю, как не проорать на электронных страницах о том, что меня наебали.