Режиссер:
Элио Петри. Сценарий — Элио Петри по роману Леонардо Шаши, оператор — Луиджи Кувейллер, композитор — Луис Энрикез Бакалов.
В главных ролях: Джан Мария Волонте, Ирен Папас, Габриэль Ферцетти, Луиджи Пистилли. В ролях: Сальво Рандоне, Лаура Нучии, Марио Скаччиа и др.
Награды: Каннский кинофестиваль — лучший сценарий (1967) Итальянский национальный синдикат киножурналистов — лучший актер (Джан Мария Волонте), лучший режиссер, лучший сценарий, лучший актер второго плана (Габриэль Ферцетти) .
"Учитель Лаурана в исполнение Волонте — мужественный и честный, но слишком доверчивый юноша, осмелившийся в одиночку выступить против мафии…" Из рецензии кинокритика Георгия Богемского
Реально в фильме: Герою Волонте (Паоло Лаурана) 40 лет, он одинок, у него убивают единственного друга. Он живет с матерью, которую немного побаивается. Паоло — скрытый коммунист. И страдает "полным букетом" комплексов: от неполноценности до банального отсутствия секса в зрелом возрасте.
Раз от раза убеждаюсь — Элио Петри был одним из самых талантливых итальянских режиссеров 60-70-х, но и более того — буквально каждый его фильм актуален по сей день. Каждый. И пускай узколобые итальянские кинокритики пишут, мол "Элио Петри сегодня безнадежно устарел", в качестве идеалов выводя Феллини, Росселини и иных, в общем-то, рассчитанных на широкий круг зрителей режиссеров. Я же отдаю предпочтение Элио Петри.
Конечно, начитавшись кинокритика Богемского, который видел пролетарский клич в каждой картине режиссера, может сложиться мнение о Петри как о средней руки ремесленнике, пользующемся случаем попасть в лигу политических творцов: от Франческо Рози до Дамиано Дамиани. В "Рабочий класс идет в рай" Богемский считал, что малообразованному, обуржуазившемуся и — скажем прямо — тупому работяге не хватает "правильной идеологической подготовки". А в "Каждому свое" мафиозное убийство по сугубо семейным обстоятельствам становится убийством политическим. Маразм крепчал…
На деле же все было куда интереснее. В фокусе в "Каждому свое" мы видим живописный и счастливый маленький городок на Сицилии. Каждое утро четверо друзей — адвокат Розелло(Габриэлле Ферцетти), учитель итальянского Паоло Лаурана (Джан-Мария Волонте), аптекарь Артуро Манно (Луиджи Пистилли) и доктор Антонио Роско — пьют коктейли и обсуждают скудные местные новости в городке, где уже давно ничего не происходит. До того момента, пока аптекарю Артуро Манно не приходит анонимное письмо с угрозами. Причем под словом "убийство" в нем, которое было вырезано из газеты, на обратной стороне случайно оказался заголовок на латинском — "Unicuiquesuum" — "Каждому свое".
Убийцы сдерживают свое обещание: аптекаря и доктора (который оказался случайным свидетелем) неизвестные убивают из двустволок во время охоты. Все бы улеглось, если бы не состояние героя Волонте, у которого в миг в этом искрящемся и райском городке не стало единственного близкого человека — врача Антонио Роско. Целью его жизни с этого момента становится узнать правду: кто же убил ни в чем не повинного аптекаря и врача окулиста.
Закомплексованный учитель "расцветает", строя из себя частного сыщика, — наивный дурачок, который в итоге сталкивается с еще одной неприкаянной в городе — Луизой Роско, вдовой Антонио, жаждущей отыскать правду. Совместное путешествие начинает излечивать Лаурану от комплексов: он влюбляется в Луизу. И хочет наконец-то (!) в 40 лет получить права на вождение автомобиля (как трогательно:)).
В процессе поисков Паолоне ожиданно понимает, что убийцей его друга и интеллектуала Антонио Роско были его самые близкие знакомые — Луиза и ее племянник, адвокат Розелло. Аптекарь и вовсе был ложной приманкой: его убили только затем, чтобы сбить со "следа" полицию. А истинной мишенью был именно Антонио Роско. Адвокат Розелло, босс мафии в этом городке, и Луиза с ранних лет были влюблены, а их свадьбе помешала воля местного священника. Отчего Луиза и вышла замуж за Роско. Со временем Розелло, завоевав статус самого уважаемого и авторитетного горожанина, вместе с Луизой убил соперника. Понимая это, наивный дурачок Паоло пытается вначале объясниться в любви Луизе, а потом и вовсе изнасиловать ее. Но все тщетно: Лаурана узнал слишком много тайн для того, чтобы остаться в живых. Подручные Розелло убивают Паоло в заброшенной шахте. А через год искрящийся мирок сицилийского городка празднует свадьбу Розелло и Луизы. Все осталось по-старому.
"Что же до несчастного Лаураны, то он был просто глупцом" (Леонардо Шаша). Фильм Элио Петри был снят еще до возникновения массового зрительского интереса к антимафиозным триллерам: от всеми известного "Крестного отца" до работ Дамиано Дамиани в стиле "Я боюсь". Петри совершенно не интересует моральный подтекст проблемы: существования мафии. Более того, из "Каждому своего" мне не показалось, что мафия в Италия — это проблема. Помните, как в том анекдоте? Доктор: Вас мучают эротические сны? Пациент: Нет, я ими наслаждаюсь…
Петри через образ девиантного поведения Лаураны показывает изнанку Сицилии. Будто говоря зрителю: ничего плохого в этом нет. Здесь убивали всегда, и нам этого не изменить. Это их обычаи и уклад. Его фильм — это гимн Сицилии, ее природе, атмосфере и ментальности отношений в маленьком городе, тонко подчеркнутой местной манерой общения и жизни.
В данном случае Джан-Мария Волонте взвалил на свои плечи очень сложную роль. Пафос его политических работ был совершенно неуместен. И нетипичная для него манера игры создает неповторимый образ, один из многих для Джан-Мария Волонте. Неполноценность героя — "сыщика", мотивы понуждающие его к действию, бессмысленны. Паоло Лаурана — жалкий тип, пытающийся изменить мир вокруг себя, втайне же бредящий только об одном — изменить себя самого. Ни то, ни другое ему не удалось. Что ж — "Каждому свое".