Режиссер:
Кен Рассел. Сценарий: Мелвин Брэгг (по книге Кэтрин Дринкер Боуэн), Оператор: Дуглас Слокомб, Композитор (оригинальная музыка): Андре Превин.
В главных ролях: Ричард Чемберлен, Гленда Джексон. В ролях: Макс Адриан, Кристофер Гейбл, Кеннет Колли.
Во всех киносправочниках фильм Кена Рассела "Музыкальные любовники" именуется "байопиком", то бишь, "биографическим фильмом". Сам режиссер выводит в титрах такие вензеля: "Фильм Кена Рассела о Чайковском". Работая в 60-х годах на ТВ, Рассел создал немало телепортретов классических композиторов: Барток, Дебюсси… "Фильм про Чайковского" стал первым "кинопортретом" и моментально вызвал противоречивые отклики зрителей и кинокритиков. Этот стремительный, бурный, яркий фильм, сделанный в темпе allegro, полностью соответствует взрывному темпераменту композитора, но совершенно не укладывается в рамки канонического фильма-биографии. Также не поворачивается язык назвать фильм и очередной западной "клюквой" о русской жизни. Это фильм-фантазия "по мотивам", которой можно простить любые передергиванья и смещения акцентов (сюжет строится вокруг взаимоотношений Чайковского с двумя женщинами, определившими его личную жизнь — женой Антониной Милюковой и меценатшей Надеждой фон Мекк; поэтому фильм и называется "Музыкальные любовники"). Но простить можно только в том случае, если с фантазией — всё в порядке. А у Кена Рассела с фантазией — всё в порядке, и даже с избытком. Целый ряд запоминающихся сцен и образов, зачастую поражающих своей откровенностью. Чего стоит, например, эпизод в купе поезда, на котором молодожены (Чайковский и Милюкова) возвращаются в Москву после не задавшегося медового месяца. Не чувствуя никакого сексуального влечения к жене, гомосексуалист Чайковский мрачно напивается шампанским. Неудовлетворенная Милюкова (ее играет Гленда Джексон) тоже заливает за воротник. По мере опьянения она начинает сдергивать с себя одежду, потная челка лезет ей в глаза, женщина отвратительно елозит по полке, ее "прелести" трясутся, а потом она сваливается на пол и корчится там голая, в белой горячке. Омерзение, которое охватывает Чайковского, этой антиэстетической сценой передано стопроцентно. К Милюковой режиссер относится с нескрываемым презрением, что видно хотя бы из анекдотической предыстории знакомства Милюковой с композитором. Но между тем, считаю, что Рассел сделал вещь поважнее, чем если бы снял скучный байопик. Фильм о раздирающих Чайковского страстях настолько невероятен и "фэнтезиен", что у зрителя неизменно возникает желание ознакомиться с "подлинной" биографией композитора — благо, что публикацией навалом, взять хотя бы литературный первоисточник "Любовников". А, например, в известном биографическом произведении Нины Берберовой о "тайных страстях" Надежды Филаретовны фон Мекк написано чуть ли больше, чем о самом композиторе.